СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знакомство с жанром предания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Знакомство с жанром предания", ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с жанром предания»

Урок  - открытие

Урок - открытие

Испытание первое В некотором царстве , в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились , целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали… Иван –царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные .Выбежала к нему Василиса, поцеловала в уста сахарные. Иван -царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго счастливо.

Испытание первое

  • В некотором царстве , в некотором государстве
  • жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились , целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали…
  • Иван –царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные .Выбежала к нему Василиса, поцеловала в уста сахарные. Иван -царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго счастливо.
 Испытание второе  Жил - был добрый царь Матвей;  Жил с царицею своей  Он в согласье много лет;  А детей всё нет как нет.  Раз царица на лугу,  На зелёном берегу  Ручейка была одна;  Горько плакала она.

Испытание второе

Жил - был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зелёном берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Испытание третье  И услышала в ответ:  « Ты прекрасна , слова нет,  Но царевна всё ж милее,  Всё румяней и белее».  Злая мачеха , вскочив,  Об пол зеркальце разбив,  В двери прямо побежала  И царевну повстречала.

Испытание третье

И услышала в ответ:

« Ты прекрасна , слова нет,

Но царевна всё ж милее,

Всё румяней и белее».

Злая мачеха , вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

сказка  занимательный сюжет +  зачин +  концовка + постоянные эпитеты +  волшебные предметы, помощники +  волшебные числа +  счастливый конец + нереальные события(вымышленные) + реальные события( возможные в действительности) нравственный урок + объяснение явлений действительности

сказка

занимательный сюжет

+

зачин

+

концовка

+

постоянные эпитеты

+

волшебные предметы, помощники

+

волшебные числа

+

счастливый конец

+

нереальные события(вымышленные)

+

реальные события( возможные в действительности)

нравственный урок

+

объяснение явлений действительности

Задания группам 1.Выписать старинные слова, объяснить их значение 2.Записать слова, характеризующие героев, объяснить, почему они вызвали такую оценку 3.Записать вопросы, которые возникли после прочтения текста 4. Закончить предание по законам сказки

Задания группам

1.Выписать старинные слова, объяснить их значение

2.Записать слова, характеризующие героев, объяснить, почему они вызвали такую оценку

3.Записать вопросы, которые возникли после прочтения текста

4. Закончить предание по законам сказки

 Вот и осень подошла. Замужние Рябинка и Черемушка бусы яркие ягодные надели. К Березке новые женихи сватов посылают, но всем она отвечает: Обещала я своему любимому верность хранить и дождаться его. Но не возвращается твой жених, видно, погиб давно, - убеждают сваты.  И родители уговаривают выбрать себе суженого. Непоколебима красавица, и слышен только слабый плач Березы, стон глухой да причитания. Вдруг в полон попал мой милый, вдруг раны глубокие? Заживут раны , и вернется он ко мне.  Годы проходят. Весной прихорашивается кудрявая Березка, сережки зеленые надевает, листиками свежими себя украшает. Только вот платье не сменила. Все в белом ходит, хотя уже совсем ветхим стало свадебное платье. Так и выходит каждое утро Березонька на дорогу, смотрит вдаль, не едет ли ее любимый.  С тех давних пор стала Березка на Руси не только символом России, но и символом ВЕРНОСТИ.

Вот и осень подошла. Замужние Рябинка и Черемушка бусы яркие ягодные надели. К Березке новые женихи сватов посылают, но всем она отвечает:

  • Обещала я своему любимому верность хранить и дождаться его.
  • Но не возвращается твой жених, видно, погиб давно, - убеждают сваты.

И родители уговаривают выбрать себе суженого. Непоколебима красавица, и слышен только слабый плач Березы, стон глухой да причитания.

  • Вдруг в полон попал мой милый, вдруг раны глубокие? Заживут раны , и вернется он ко мне.

Годы проходят. Весной прихорашивается кудрявая Березка, сережки зеленые надевает, листиками свежими себя украшает. Только вот платье не сменила. Все в белом ходит, хотя уже совсем ветхим стало свадебное платье. Так и выходит каждое утро Березонька на дорогу, смотрит вдаль, не едет ли ее любимый.

С тех давних пор стала Березка на Руси не только символом России, но и символом ВЕРНОСТИ.

П Р Е Д А Н И Е  - Каково значение приставки ПРЕ?  - Подберите однокоренные слова :  - Кому преданный?  - Как переданный?  - Зачем переданный?  - Что объясняет предание о Берёзке?  - Каким главным качеством обладала Берёзка? Что нас в ней восхищает?

П Р Е Д А Н И Е

- Каково значение приставки ПРЕ?

- Подберите однокоренные слова :

- Кому преданный?

- Как переданный?

- Зачем переданный?

- Что объясняет предание о Берёзке?

- Каким главным качеством обладала Берёзка? Что нас в ней восхищает?

Происхождение слова Верность От ВЕРА ( общеславянское ) Первоначальное значение «истина», « клятва»

Происхождение слова

Верность

От ВЕРА ( общеславянское )

Первоначальное значение «истина», « клятва»

Предание – это... рассказ о …

Предание – это... рассказ о …

Работа со словарной статьёй Предание – устный эпический рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого. По тематике различают Предание историческое и топонимическое (о происхождении природных объектов: гор, скал, утесов, пещер, впадин, рек, озер, болот и т.д.; вещественных памятников: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их названий). Нередко топонимические и исторические Предания переходят друг в друга, органично сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно. Предание – сюжетный жанр. Сюжет строится на одном эпизоде, ярком и необычайном. Необычное – предмет повествования и в сказке, но там оно – результат вымысла, тогда как в предании речь идет о необычном в жизни, что придает рассказу удивительный, поразительный характер.

Работа со словарной статьёй

Предание – устный эпический рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого.

По тематике различают Предание историческое и топонимическое (о происхождении природных объектов: гор, скал, утесов, пещер, впадин, рек, озер, болот и т.д.; вещественных памятников: кладов, могильников, монастырей и т.д. и их названий). Нередко топонимические и исторические Предания переходят друг в друга, органично сочетаются в одном сюжете и определить их разновидность не всегда возможно.

Предание – сюжетный жанр. Сюжет строится на одном эпизоде, ярком и необычайном. Необычное – предмет повествования и в сказке, но там оно – результат вымысла, тогда как в предании речь идет о необычном в жизни, что придает рассказу удивительный, поразительный характер.

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ Подготовить выразительное чтение или пересказ одного из преданий, нарисовать иллюстрацию к нему Сочинить предание

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовить выразительное чтение или пересказ одного из преданий, нарисовать иллюстрацию к нему

Сочинить предание

Спасибо за работу ! Удачи и новых открытий!

Спасибо за работу !

Удачи и новых открытий!