Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов"
города Котовска Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
для утверждения МБОУ "СОШ №3 с УИОП"
Методическим Советом №_________от_________20 г.
МБОУ "СОШ №3 с УИОП" директор школы
______________________20 г. __________________________________
протокол №______________ Н.В. Аверин
Дополнительная
общеразвивающая программа
" Знакомые и незнакомые функции"
технической направленности
(для детей школьного возраста 14-15 лет)
Составитель : Минаева Е.В.
учитель математики
срок реализации 1 год
2015 г.
Пояснительная записка
Курс основной школы предусматривает изучение элементарных функций.
Для систематизации знаний и углубленного изучения свойств функций и их графиков, что необходимо для решения некоторых задач, решила предложить ученикам 9 класса тему курса «Знакомые и незнакомые функции» автор О.К. Плетнев «Преобразование графиков элементарных функций».
Целью данного курса является развитие интереса школьников к предмету, расширение представления об изучаемом в основном курсе материале, знакомство с новыми функциями и способами построения графиков, рассмотрение применения функций в экономике.
Вопросы, предлагаемые для изучения, интересны и доступны учащимся 9 класса, требуют знаний только базового курса. Уровень сложности таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число школьников. Курс состоит из 6 разделов, т.е. учащиеся имеют возможность подключиться к знаниям на любом этапе.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать красоту построения графиков, подчеркнуть эстетические аспекты, показать связь с другими областями знаний (например, физика, экономика).
Традиционные формы занятий будут применяться наряду с написанием рефератов.
Планируется организация разных форм деятельности учащихся: индивидуальной и групповой, коллективной.
Успешность усвоения курса можно будет проследить по результатам самостоятельных работ и выполнению творческих заданий.
Знания, полученные на занятиях данного элективного курса, необходимы для ребят физико-математического и экономического профилей для успешного построения графиков сложных функций, исследования функций и построения графиков.
Задачи: углубить знания учащихся по математике, развивать интерес учащихся к предмету, стремоение получения новых системных знанаий. Создать условия для каждого ребёнка заниматься в соответствии со своими силами и интересами. Прививать стремление к самостоятельному получению знаний. Создание условий для формирования умений и навыков, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. Учить работе с дополнительной и справочной литературой, информационными ресурсами.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны знать:
* методы построения графиков функций
* алгоритмы построения графиков, содержащих модули
* примеры применения функций в физике и экономике
уметь:
*построить график не только элементарных функций, но и более сложных.
Прохождение курса поможет учащимся в выборе профиля обучения в 10 классе.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится 1 ч в неделю, всего 36 часа.
Основное содержание курса
I. Функция. Основные элементарные функции
Основная цель – обобщить все имеющиеся у учащихся знания об элементарных функциях, их графиках, способах задания, функции, области определения и области значений.
Основное содержание :
Определение функции, Д(f), Е(f).
Способы задания функций.
Соединение элементарных функций с помощью арифметических действий.
II. Преобразование графиков
Основная цель — расширить представление учащихся о приемах построения графиков, актуализация знаний и умений.
Основное содержание :
Построение графика по точкам.
Сдвиг графика в системе координат.
Построение графика методом введения вспомогательной системы координат.
Построение графика методом сдвига осей.
Сжатие и растяжение.
III. Построение графиков с модулем
Основная цель — познакомить учащихся с основными приемами построения графиков, содержащих модули. Привлечь внимание к эстетической стороне данного вида деятельности. Предусмотреть возможность творчества учащихся.
Основное содержание
Актуализация базовых знаний и умений. Объяснение и мотивация эстетическими
соображениями цели предстоящей работы.
Демонстрация приемов построения графиков на характерных примерах и выполнении упражнений.
IV. Графики функций вида у = 1/f(х)
Основная цель — показать связь между графиками многочлена у = f(х) и дробно-рациональной функции у = 1/f(х); исследовать (на наглядном уровне) поведение этой функции при стремлении знаменателя к нулю и при неограниченном (по модулю) возрастании знаменателя.
Основное содержание :
1. Разъяснение приема на примере графиков функций у = х2 – 1 и у = 1/f(х).
2. Упражнения (вариации, дополнительные условия).
3. Выполнение заданий на готовом чертеже.
V. Целая и дробная части числа
Основная цель — познакомить учащихся с двумя важными функциями, которые принципиально отличаются от известных им элементарных функций как характером зависимости между переменными, так и графическими изображениями. Это полезное расширение кругозора, противодействие созданию определенных стереотипов.
Основное содержание:
Определение целой и дробной частей числа.
График функции “целая часть числа”.
График функции “дробная часть числа”.
VI. Функции в экономике
Основная цель — показать, что многочисленные величины, характеризующие экономические процессы, существуют не изолированно друг от друга, а очень тесно друг с другом связаны. В ситуациях, где возникают тесно связанные между собой переменные величины, найдется место для функции.
Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции в экономике.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Понятие функции и графика (зависимость, графики функции, способы заданий) | 2 ч | 1ч | 1ч |
2 | Основные элементарные функции. | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
3 | Построение графиков по точкам | 1 ч | 0 ч | 1 ч |
4 | Перенос вдоль оси ординат и оси абсцисс. | 2ч | 0 ч | 2 ч |
5 | Сжатие (растяжение) вдоль оси ординат и оси абсцисс. | 4 ч | 2 ч | 2 ч |
6 | Сумма (разность) функций. | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
7 | Произведение и частное функций. | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
8 | Упрощение выражений, содержащих знак модуля. | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
9 | Построение графиков с модулем. | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
10 | Графики функций вида 1/f(х). | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
11 | Целая и дробная часть числа. | 4 ч | 2 ч | 2 ч |
12 | Дополнительный материал. | 8 ч | 3 ч | 5 ч |
13 | Обобщение материала | 4 ч | 0 ч | 4 ч |
| ИТОГО: | 36 часа | 14 часов | 22 часа |
Методическое обеспечение дополнительной программы
1) Учебная и методическая литература кабинета математики, методического кабинета школы, школьной библиотеки.
2) Проведение лекционных занятий, тренингов.
3) Работа в библиотеках школы, города, области.
4) Работа в мультимедийном фонде школе.
5) Работа с Интернет-ресурсами.
6) Индивидуальные консультации.
7) Подведение итогов (декада науки, научно-практическая конференция, предметные олимпиады по математике).
Календарно-тематическое планирование
№ | тема | часы | Дата проведения |
1 | Понятие функции и графика (зависимость, графики функции, способы заданий) | 2 | |
2 | Основные элементарные функции. | 2 | |
| Преобразование графиков: | | |
3 | Построение графиков по точкам. | 1 | |
4 | Перенос вдоль оси ординат. | 1 | |
5 | Перенос вдоль оси абсцисс. | 1 | |
6 | Сжатие (растяжение) вдоль оси ординат. | 2 | |
7 | Сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс. | 2 | |
| Действия над функциями: | | |
8 | Сумма (разность) функций. | 2 | |
9 | Произведение функций. | 2 | |
10 | Частное двух функций. | 1 | |
| Построение графиков с модулем: | | |
11 | Упрощение выражений, содержащих знак модуля. | 2 | |
12 | Построение графиков с модулем. | 2 | |
13 | Графики функций вида 1/f(х). | 2 | |
| Целая и дробная часть числа: | | |
14 | Определение целой и дробной части числа. | 2 | |
15 | Построение графиков функций | 2 | |
| Дополнительный материал: | | |
16 | Суперпозиция функций. | 2 | |
17 | Обратная функция. | 2 | |
18 | Функции в экономике. | 4 | |
19 | Обобщение. | 4 | |
| ВСЕГО: | 36 часов | |
Список используемой литературы:
1. Ершов Л.В., Райхлист Р.Б. построение графиков функций. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984г.
2. Предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по математике Сост. И.Б. Данкова Москва 2006г.