СХЕМА КОНСПЕКТА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.План-конспект внеклассного мероприятия .
2. Тема: «Знатоки литературы»
3. Форма проведения: конкурс
4. Возраст и состав участников: 7 класс
5. Оснащение: проектор, ноутбук, презентация, наглядный материал (портреты писателей и поэтов, зарисовки к художественным произведениям), раздатка.
6. Ход внеурочного мероприятия (подробный конспект):
I. Организационный момент
Педагог: Дорогие ребята, сегодня мы собрались, чтобы поучаствовать в литературном соревновании и определить «знатока» литературы, получить удовольствие от совместно проведённого времени, пообщаться и узнать что-то новое и интересное.
Нас с вами ждут литературные «соревнования», по итогам которых победителей ждут призы.
II. Вводная часть
Педагог: Давайте прочитаем стихотворение (ребята читают стихотворение)
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)
III. Основная часть
1.Литературная разминка.
Ответьте на вопросы по русскому языку и литературе
Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)
Каких звуков больше в русском языке? (согласных)
Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)
Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
Что означает фразеологизм «ахиллесова пята»? (слабое место.)
Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)
Сколько склонений в русском языке? (три)
Как изменяются наречия? (не изменяются)
Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)
2. «А знаешь ли ты…?»
Проверь правильность значения фразеологизма
1. Голова как решето. С вниманием и интересом слушать.
2. Потерять голову. Стать спокойнее, собранее.
3. Вешать нос. Не обращать внимания на то, что говорят.
4. Зарубить на носу. Растеряться от волнения.
5. Клевать носом. Ничего не делая, бездельничая.
6. Взять себя в руки. Замолчать, перестать говорить, болтать.
7. Сложа руки. Задремать на мгновение.
8. Навострить уши. Огорчаться.
9. Пропустить мимо ушей. Забывчивость.
10. Ушки на макушке. Сильный дождь, ливень.
11. Лететь стрелой. Бежать очень быстро.
12. Льет как из ведра. Готов к неожиданному, внимателен.
13. Сел в галошу. Оказался в смешном положении. (13 баллов)
3. «Пословица — это зеркало народа»
Найди ошибки в пословицах и замени их.
Делу-время, потехе-минута.
Одна голова хорошо, а две – некрасиво.
Не спеши руками, торопись делом.
Слива от яблони недалеко падает.
Деньгами горю не поможешь.
Ученье - свет, а неученье - мрак.
От скуки бери лопату в руки
Дареному коню в глаза не глядят
Баба с возу – кобыле сено
Всяк кулик свое болото хвалит
Мороз невелик, да сидеть не велит (11 баллов)
4. «В стране произведений»
Назовите автора, из чьего произведения взято описание, и назовите произведение.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая».
(И.С. Тургенев «Бирюк»). (5 баллов)
«Светлица была убрана во вкусе того времени… Все было чисто вымазано цветною глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружье, хитро отделанный рог для пороху, золотая уздечка для коня. Окна в светлице были маленькие, с тусклыми стеклами. Вокруг окон и дверей были красные отводы».
(Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»). (5 баллов)
"…Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…"
(Л.Н.Толстой «Детство») ( 5 баллов)
5. «Знатоки». Каждой команде предлагаются 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. П. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С.Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И. Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
10. Продолжи фразу из стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»: «…но нельзя верить, чтобы такой язык….(не был дан Великому народу») ( 10 баллов)
Задание 6. «Соедини-ка»
Перед вами два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например : в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
Ершов
Травка
ямб
Капитанская
«Кладовая солнца»
Астафьев
Виктор Петрович
дети
дочка
Красный нос
"Левша”
нищий
Пеппи
А. Линдгрен
подземелья
"Конёк-горбунок”
мороз
Длинный чулок
"Малыш и Карлсон”
былина
принц
Н.Лесков
Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
легенда
Размер стиха
Илья Муромец
Данко ( 14 баллов)
IV. Заключительная часть
«Главное - не победа, а участие»
Жюри объявляет победителей, вручает им призы
7.Список литературы: