Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности»
Цель:
продолжать знакомить детей с профессией пожарного;
показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности;
развивать память, сообразительность, находчивость;
воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность;
воспитывать интерес к играм соревновательного характера.
Оборудование:
Плакаты, иллюстрации по ПБ, разрезные картинки и рисунки по противопожарной безопасности, музыкальная фонограмма, «черный» ящик, бочонок, фломастеры.
Предварительная работа:
Чтение произведений Чуковского «Путаница», Маршака «Кошкин дом», Михалкова «Дядя Степа», Маршака «Пожар», Андерсена «Сказка про спички», Маршака «Рассказ о неизвестном герое»; отгадывание загадок об огне, пожарных, пожаре; чтение стихов о пожарных; беседы о пожарной безопасности.
Ход викторины:
Вед: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать. Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы с вами сегодня будем говорить.
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Может, час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
Дети. Огонь!
Вед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим об огне и пожаре. Где вы видели огонь? Расскажите, пожалуйста, как выглядит огонь?
Дети. Ответы детей.
Вед: Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат.
Вед: Давайте разделимся на две команды. Одна команда – «Огонек», другая – «Искорка». За каждый правильный ответ я буду давать фишку. В конце соревнования мы узнаем, какая команда победит.
Вед: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Запомните правила игры – загадки нужно слушать внимательно, не подсказывать, ответы не выкрикивать.
Итак, мы начинаем!
Задание 1 «Отгадай загадки»
1. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его. (Водой)
2. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те. (Отнять)
3. Если где хранится мусор
Или просто старый хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли
Быстрее всё. (Убрали)
4. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается (Огонь)
5. Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (Пожар)
6. Летела мошка -
Осиновая ножка.
На стог села-
Всё сено съела (Спичка)
7. То назад, то вперёд,
Ходит-бродит пароход,
Остановишь - горе.
Продырявит море (Утюг)
8. Все ест – не наедается,
А пьет – умирает (Огонь)
9.С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные)
10. Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым дрова? (Огонь.)
11. Без рук, без ног,
К небу ползет (Дым.)
12.Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом,
И пожарным помогаю
Засыпать огонь песком (Лопата.)
13.Спешит, гудит – дорогу дай,
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасет
Детей и взрослых разом (Пожарная машина)
Вед: Молодцы, ребята! Загадки вы отгадываете очень хорошо. Действительно - это пожарная машина. А кто знает, как выглядит пожарная машина?
Задание 2 «Собери картинку» (выполняет вся команда)
Вед: Что у вас получилось?
Дети: Пожарная машина.
Вед: Ребята, а зачем нам нужна пожарная машина?
Молодцы, и с этим заданием справились хорошо. Теперь я хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Топайте и хлопайте». Условие игры: если дети поступают правильно – вы хлопаете в ладоши. Если неправильно – топаете ногами.
Знаю я теперь друзья,
Что с огнем играть нельзя! (дети хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (дети топают)
Коля убежал за дом
Там играет он с костром (дети топают)
Он опасен, Лена знает
Утюг больше она не включает (дети хлопают)
Таня с Ниною играют
На печи газ зажигают (дети топают)
Клим увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит (дети хлопают)
Вед: В каждом доме есть предметы, которые детям можно брать без разрешения взрослых и есть те, которые трогать нельзя.
Задание 3 «Можно – нельзя».
1 команде:
Вед: Слушайте внимательно: можно ли брать спички?
Дети: Спички брать нельзя.
Вед: Включать или зажигать газовую плиту?
Дети: Ее тоже включать и трогать без взрослых нельзя.
Вед: Посуду трогать?
Дети: Посуду можно трогать, но осторожно.
Вед: Чайник включать?
Дети: Чайник включать нельзя.
2 команде:
Вед: Книги можно смотреть и читать без взрослых.
Дети: можно
Вед: Утюг трогать?
Дети: Утюг трогать нельзя.
Вед: В игрушки можно играть и без взрослых?
Дети: Можно.
Вед: Обогреватель трогать и включать?
Дети: без взрослых нельзя.
Вед: Спички детям не игрушки, от маленькой спички – разгорается большой пожар. Пламя огня безжалостно, оно разгорается очень быстро, никого и ничего не жалеет, охватывает всех. Я вам предлагаю следующее задание.
Задание 4 «Опасная сказка»
Вед: Из каких произведений взяты следующие строки:
1. Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
(К. Чуковский «Путаница»).
2. И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
(С. Маршак «Кошкин дом»)
3. Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
(С. Михалков «Дядя Стёпа»)
4. Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь!»
(С. Маршак «Пожар»).
5. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушенными блинами. (К. Чуковский «Путаница»)
Вед: Все сказки отгадали, молодцы.
Задание 5 «Внимание, черный ящик»
Вед: (достает из ящика задание) - на каждую команду лист с заданием.
Что нужно сделать, послушайте внимательно (раздает листки и фломастеры)
- нужно красным фломастером обвести предметы, которые способны вызвать огонь (спички, свеча, утюг, настольная лампа, зажигалка);
- синим, те предметы, которые не горят (стеклянная ваза, зеркало, металлическая вешалка, железный совок);
- а зелёным те предметы, которые могут сгореть в огне (книги, шторы, мебель, вещи, мягкие игрушки) (дети выполняют задание).
Вед: Молодцы, с заданием справились!
Задание 6 «Заморочки из бочки»
Вопросы для каждой команды задаются поочередно.
1. Как называется головной убор пожарного? (Каска)
2. Как можно назвать одним словом: утюг, холодильник, телевизор, магнитофон, кофеварка...? (Электроприборы)
3. Его можно найти в сахарнице, в песочнице, на берегу реки. (Песок)
4. Что помогает подняться пожарным на верхние этажи дома? (Лестница)
5. Шланг для подачи воды, называется пожарный...? (Рукав)
6. Приспособление для тушения не большего очага возгорания? (Огнетушитель)
Вед: На этом все задания выполнены. Молодцы, ребята! Сегодня вы правильно и быстро справились с заданиями, дружно отвечали и помогали друг другу. За участие в викторине вы получите сладкие призы! До свидания.