Ребенок - большая радость, но помимо успехов и восторгов он приносит в дом маленькие и большие трудности: болезни, непослушание, плохие поступки и другие сюрпризы. И вот в зависимости от сюрприза приятного или не очень мы применяем к ребенку определенное действо: поощряем или наказываем его. - Бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и те, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без поощрений и наказаний. - Скажите, а за что мы поощряем ребенка или наказывать ребенка хочу послушать ваше мнение? Для решения первой задачи предстоит поработать в парах. Уважаемые родители, предлагаю Вам, ознакомится со статьей психолога Ведмеш и поразмышлять над заданными вопросами. 1.Что такое поощрение? Какая у него цель? 2.Назовите виды поощрения. 3.Что такое наказание? Какая у него задача? Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Поощрение ребенка укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Поощрения могут быть моральными и материальными. Естественно следует стремиться к тому, чтобы дети больше ценили моральные Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Задача наказания: создать чувство неудовлетворенности собой и нежелания испытать его еще раз. (видео) 1.Что происходит, когда ребенка наказывают очень часто? (он привыкает к ним и не воспринимает их) 2. Как можно изменить поведение ребенка? (поощрениями, только правильно подобранными и вовремя сделанные.) Разделимся на 2 группы. 1 группа из предложенных вариантов выбирает то, за что нужно хвалить ребенка, а 2 группа за что не стоит хвалить. (За то, что ребёнок достиг без использования собственного труда и не прилагая усилий — умственных, физических, душевных. За то, что даётся легко и не требует усилий. За личные качества и то, что подарено ребёнку природой — красоту, ловкость, сообразительность. В ситуациях, когда ребёнка жалко и хочется его подбодрить. Когда хочется произвести на ребёнка хорошее впечатление и понравиться ему. Когда он раньше уже это делал и получал за это похвалу. За проявленные качества. За совершенные поступки. За какие-то достижения и старания.) Вывод: Когда вам хочется похвалить ребёнка, расскажите ему о том, что вы видите. Например: «Ты сегодня сам собрал вещи в школу, убрал все учебники и тетради аккуратно в портфель, не забыл про пенал и даже форму для физкультуры сложил в мешок». Поделитесь с ним своими чувствами от увиденного: «Я так рада, что всё собрано заранее, очень приятно, когда не надо утром в второпях собирать вещи!» Подытожьте похвалу собирательным словом, отражающим поведение, которое одобряете: «Вот что я называю собранностью и ответственностью!» Не оценивайте ребёнка: «Ты очень умный», «Молодец, ты справился лучше всех». Так он будет постоянно ждать оценки своих поступков, станет зависим от вашего мнения о нём. Лучше говорите, что чувствуете из-за его действий. Благодарите Благодарность близка к похвале, но имеет больше форм выражения. Необязательно каждый раз говорить «спасибо» — благодарность может выражаться в улыбке или кивке головы. Главное, чтобы это было искренне. Хвалите за дело Не хвалите за всё подряд. Похвала должна быть за реальные старания или результат. Фраза «Молодец, ты же всё равно старался» не будет иметь эффекта, если на самом деле ребёнок не прилагал усилия. Будьте искренним Разделяйте похвалу и критику После похвалы ненароком может вылетать упрёк или критика: «Сегодня ты сделал хороший доклад, но почему не убрал на кухне?», «Молодец, что прибрался в комнате, а уроки почему не сделал?». Такие фразы полностью обесценивают похвалу и даже могут обидеть. Похвалили — остановитесь. Покритикуете в другой раз, когда будет причина. Переходим ко второй задаче интерактива. Вам нужно восстановить статью Косиной Светланы Сергеевны, пользуясь словами для справок. (памятка) 1. Очень важно _______________все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее. 2. Кроме того, запомните: должны быть __________________запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от____________ - например, сейчас у мамы болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо). 3. Ни в коем случае родители не должны сами ___________установленные правила. Соблюдать правила должны все члены семьи. 4. Важный момент –______________про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста. Слова для справок: объяснять, категорические, обстоятельств, нарушать, не забывайте. -Вы создали памятку на тему: «Как предупредить непослушание» А теперь я предлагаю из предложенных правил соотнести начало и конец. (ленинг) 1. Ребенок всегда четко должен понимать, в чем был не прав. Очень важно объяснить ему, почему так нельзя поступать. 2. Нельзя применять физические меры наказания. Также нельзя манипулировать чувствами («Я с тобой не разговариваю», «Будешь плохо себя вести — отдам бабайке», «С таким чумазым ребенком никуда не пойду», «Я тебя такого вредного любить не буду»). 3. Для каждого проступка нужно выбрать соразмерное наказание. Не наказывать, когда ребенок первый раз делает что-то не так. Заранее предупреждать, за какую провинность какое наказание последует. 4. Стараться, чтобы в качестве наказания ребенок исправил свой поступок: починил испорченную вещь, убрал разбросанные вещи и т.д. 5. Наказание должно быть ограничено по времени. Угрозы в духе: «На мороженое денег теперь никогда не дам», «К компьютеру больше не подходи» — дети не воспринимают всерьез. - Рассмотрим несколько ситуаций. Предлагаю разделиться на пары. Каждая пара получает карточку с ситуацией. Вам нужно обсудить ситуацию, а затем высказать: эффективно или неэффективно выбрано наказание. Ситуация 1 Диалог матери с ребенком: – Сережа, почему ты опоздал? – Мам, мы лепили огромного снеговика. – Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя. – Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив! – Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол. Ситуация 2 Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Маше родители велосипед купили!» Ситуация 3 Одна мама рассказывает другой: «Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка». |