Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
СОГЛАСОВАНО Руководитель СППС ______________Т.А. Денисова «_____»__________ 20____г | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ______________В.В. Неупокоева «_____»__________ 20____г. | УТВЕРЖДЕНА приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от____________№______ |
|
Проект рабочей программы
для обучающегося 1 дополнительного класса
с ОНР II
Составитель: Вильямова О.Н.
учитель-логопед
г. Биробиджан,
2021 — 2022 года
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает формирование личности учащегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности.
Образовательная программа начального общего образования включает в себя программу коррекционной работы для обучающихся с задержкой психического развития. Адаптированная основная образовательная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ЗПР, их индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В структуре программы коррекционной работы ФГОС для обучающихся с ЗПР выделяются следующие направления:
– психолого-педагогическая коррекция нарушений познавательной деятельности;
– психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
– коррекция социально-психологических расстройств;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Обязательным условием в работе с детьми с ЗПР является организация логопедической помощи.
Характеристика речи детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности, нарушения различных сторон речи.
Звукопроизношение
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.
Удетей с ЗПР встречаются следующие виды нарушений: смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л); искажения (преимущественно межзубное произношение свистящих, а также велярное и увулярное произношение звука [р]); замены одного звука другим (чаще р → л, л → л’, л → в, ш → с, ж → з); отсутствие звука (чаще [р]).
Фонематическое восприятие
У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.
Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Также вызывает затруднения выделение первого согласного звука – дети часто выделяют не 1-ый звук, а 1-ый слог (банка – 1-ый звук-ба). Аналогичные трудности отмечаются при выделении конечного гласного звука (ручка – последний звук - ка).
Наибольшую трудность у детей вызывает анализ слога со стечением согласных. Наиболее типичной ошибкой является пропуск одной согласной из стечения.
Словарный запас
Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Для них характерны следующие особенности: преобладание пассивного словаря над активным; ограниченность словарного запаса; затрудненная его активизация; неточное, недифференцированное, иногда и неадекватное употребление слов.
Затруднения у детей с ЗПР вызывает использование элементарных обобщающих понятий. Нередко, даже при наличии его в пассивном словаре, обобщающее понятие заменяется родовым, видовым или каким-либо конкретным понятием.
Грамматический строй речи
Грамматический строй речи у детей с ЗПР характеризуется значительным недоразвитием процессов словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения. Предложения, употребляемые детьми, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При восприятии же более длинных предложений из 6-7 слов дети нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования. У детей с ЗПР не сформирована система предлогов языка – нарушенным является как понимание значения простых и сложных предлогов, так и их употребление. Причем дети допускают замены и семантически близких предлогов (на – в, в – из), и далеких (под – в, за – на, перед – на). При задержке психического развития нарушено правильное оформление в экспрессивной речи грамматического значения множественности имен существительных. Большим количеством ошибок сопровождается употребление форм именительного и родительного падежей существительных множественного числа (окнов, ух).
Характерными ошибками словоизменения глаголов и прилагательных у детей с ЗПР являются неточное употребление глаголов, нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа, нарушение чередования в основе глагола, трудности согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Также характерными ошибками являются трудности словообразования приставочных глаголов (вышел, пошел, перешёл, подошёл, вошёл); трудности образования относительных и притяжательных прилагательных - дети используют ограниченное число суффиксов (лисичий, волчачий).
Связная речь
У детей с ЗПР недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы порождения речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое структурирование).
Пересказы являются наиболее доступной формой речевой деятельности. Однако у детей выявляются трудности и в этом виде связного рассказывания, а именно: небольшой объем текста; незначительное количество смысловых звеньев; нарушение связи между отдельными предложениями текста; наличие повторов, пауз.
Наличие серии сюжетных картин активизирует речевую деятельность детей с ЗПР. Однако дети быстро устают, отвлекаются, что отражается на качестве связных речевых высказываний. Рассказы детей характеризуются: недостаточностью понимания связей между отдельными картинками, сложностью установления причин и следствия поступков изображенных персонажей, их мотивов; несоблюдением логической направленности рассказа; перечислительным способом передачи информации об объектах картинок и их действиях.
Цель: преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по развитию устной и предупреждению нарушения письменной речи.
Задачи:
- формировать полноценные представления о звукобуквенном составе слова;
- формировать навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова;
- развивать пространственно-временные представления;
- развивать психологические предпосылки к обучению;
- развивать коммуникативную готовность к обучению.
Общая характеристика программы
Рабочая программа для обучающегося 1 дополнительного класса с общим недоразвитием речи II уровня включает в себя работу по:
–диагностике и коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
– диагностике и коррекции лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
– диагностике и коррекции грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
– коррекции диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
- профилактике и коррекции нарушений чтения и письма;
-развитию познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Место коррекционных занятий в ученом плане
Программа рассчитана на 58 часов в год. Занятия проводятся в индивидуальной форме, 2 часа в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Учащийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- интереса к речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира;
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми в процессе выполнения совместной учебной деятельности на занятии.
Метапредметные результаты
Учащийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения, с помощью учителя-логопеда;
- понимать выделенные ориентиры действий при работе с учебным материалом;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- оценивать совместно с учителем-логопедом результат своих действий.
Учащийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя-логопеда, решая познавательную задачу;
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок), под руководством учителя-логопеда;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в словесную форму под руководством учителя-логопеда;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устное монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку).
Учащиеся получат возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- оценивать собственное поведение, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- различать устную и письменную речь;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный;
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука;
- различать слова и предложение, слово и слог;
- определять количество слов в предложении;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (животные, растения, инструменты и др.);
- различать слова-предметы, слова-признак, слова-действие;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.
Содержание программы
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Речь. Предложение. Слово ( 12 часов).
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-действия. Слова-признаки.
Звуки и буквы ( 44).
Гласные 1-го ряда. Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие и наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога.
Гласные 2-го ряда. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь. Дифференциация гласных (ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). Обозначение мягкости согласных на письме ь (в середине и в конце слова).
Звонкие и глухие согласные. Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Итоговая проверочная работа (2час)
Методическое обеспечение:
Волина В.В. Учимся играя.-М.:Новая школа,1994.-448с
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-М.: Просвещение, 1991.-224с
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у школьников.- Спб: «Союз», 2004.-224с
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-224с
Флерова Ж.М. Логопедия.-Ростов н/Д: Феникс, 2001.-320с