Классный час.
Подготовила Тагирова Гюльнара Нурудиновна учитель начальных классов.
«Солнце светит всем одинаково
“ Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека”. Именно такие слова М. Пришвина я взяла для эпиграфа к классному часу.
Цель:
сформировать в сознании нормально – развивающихся ребят социально-психологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив
Задачи:
Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Сформировать представление о здоровье, как ценности человеческой жизни.
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
Познакомить с понятием - "особый ребенок".
Познакомить с некоторыми проблемами детей с ограниченными возможностями, через создание проблемных ситуаций.
Развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Оборудование: компьютер, мультемедийное оборудование, презентация, вырезанные сердечки (по количеству детей)
Вед. Однажды внук спросил у деда: Почему бывают плохие люди? – Плохих людей не бывает, - ответил дед. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте. А тёмная сторона к злу, зависти, измене. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Внук задумался, а потом спросил: - И какой же волк побеждает в конце. Дед едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
-О КАКОМ ВОЛКЕ БУДЕМ ГОВОРИТЬ?
-Светлые или тёмные качества должен растить в себе человек?
Учитель: И так ,что значит добрый человек? (Дети отвечают)
1. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
2.Добрый человек-любит природу и бережет ее.
3.Добрый человек-вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
4.Добрый человек-любит птиц, помогает им выжить в зимнюю пору
5.Доброта должна идти от сердца. Философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
6.Эту же мысль продолжил римский философ Сенека: «Человек, который думает о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
7. Вспомним и слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть одно несомненное счастье – жить для других».
ВЕД. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
Помните, мы с вами говорили о толерантности.
-Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
терпимость и справедливость
совесть и сострадание
уважение себя, мнений и поступков других людей
сдержанность и прощение
принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)
милосердие и великодушие
уважение прав своих и другого человека
отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
отсутствие ненависти, зависти и призрения
ВЕД. Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
ПЕСНЯ
ВЕД… Мы ежедневно говорим друг другу: «Здравствуйте», «спасибо», «доброго вам здоровья». Эти слова стали формулой человечности.
1. "Здравствуйте!" Любую встречу, мы начинаем именно этими словами. И все вы помните, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
2. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но не всегда от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих
3. К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем, т.е. это люди, здоровья которых настолько ограничены заболеванием, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
Таких людей много.
4.В немецком языке есть понятие зондер кинд - особый ребенок . Его применяют как к талантливым детям, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
Особые дети - кто они?
5.Это мальчишки и девчонки - обычные ребята, которые любят читать, рисовать, играть. Им хочется бегать и шалить... Но с раннего детства из-за болезни они вынуждены находиться в замкнутом пространстве. Окружающий их мир ограничивается инвалидной коляской.
6. Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со сверстниками, эти ребята замыкаются в себе, рано узнают, что такое одиночество. Здоровые сверстники не всегда охотно принимают особых детей в свой коллектив. Человек не должен быть изгоем общества только из-за того, что он отличается от других.
ВЕД. 3 декабря это день инвалидов. Этот день отмечен в календарях всего мира. Но отмечен он не как праздник, а , скорее как напоминание … Напоминание о том, что среди нас живут особенные, не такие как все, люди. Напоминание о том, что мы должны быть терпимее, внимательнее к людям, которые не похожи на нас.
ВЕД. Сейчас вы узнаете о человеческой стойкости, мужестве и несгибаемой силе духа людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями
Дети рассказывают об инвалидах.
1.ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО.
Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз
в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину, -
сказали участники экспедиции.
2.Андрей Козуб, Вячеслав Суров с нарушением опорно-двигательного аппарата, Владимир Глухов - плохо видящий, Михаил
Веселов и Валентин Прикащиков - плохо слышащие, плюс девушка-инвалид Ольга Рунцевич - единственная женщина среди всех.
3.Высота этой вершины около 6 километров!
Что тут сказать, если даже для здоровых и физически развитых людей это очень
трудно. Они подняли на вершине флаг России, доказав тем самым не только себе, но и всем, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.
4.Диана Гурцкая. Ее история похожа на историю Золушки. Она родилась слепой. Поет с детства. Окончила школу для слепых. До шестнадцати лет она очень страдала из-за своей слепоты, плакала, жаловалась на судьбу. Со временем Диана не только смирилась с тем, что будет всегда жить в ТАКОМ мире, но и нашла в нем много поводов для радости. В семье ее всегда окружала и окружает любовь.
1.ВЕРНИ, ГОСПОДЬ, ТЫ РАДУГУ НЕЗРЯЧИМ,
ДАЙ СИЛУ СЛАБЫМ, НЕДРУГАМ -- ДРУЗЕЙ,
2.НЕ ПОЗВОЛЯЙ ХОДЯЧИМ БИТЬ ЛЕЖАЧИХ
И ВСЕХ ОЗЯБШИХ ВЕРОЮ СОГРЕЙ.
3.ВСЕМ ПОМОГИ! НА ТО И ВСЕВЫШНИЙ,
И СЛЫШЕН МИР ТЕБЕ С НЕБЕС И ЗРИМ.
4.ДАЙ КАЖДОМУ НЕ БЫТЬ НА СВЕТЕ ЛИШНИМ,
МЫ - НА КОЛЕНЯХ ВОЗБЛАГОДАРИМ!
ВЕД .А теперь я хочу предложить вам игру. Я назвала ее «Побудь ТАКИМ КАК Я». Кто желает попробовать?
1. Вызывается один учащийся, надевает боксерские перчатки и пробует что – нибудь нарисовать или написать на бумаге или на доске. (на коляске)
2. Учащийся пытается вырезать квадрат из бумаги одной рукой. Вторая рука находится сзади.
3. Ученик с завязанными глазами пытается на ощупь прочитать слово, выложенное из детской азбуки.
4. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
Рефлексия:
- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Довольны ли вы своим рисунком?
Хотелось ли вам открыть глаза?
Наши чувства.
ВЕД. Мы забыли про наши чувства, растеряли по нашей суетливой, такой не простой жизни.
Давайте вспомним про некоторые из них….Вспомним и поймем, что такое …
УВАЖЕНИЕ….ДОБРОТА… СТРАШНО.... ..КРАСИВО …. СИЛА.....Больно…
5.БОЛЬНО – это когда ребёнок, которому остаётся жить считанные дни рисует жизнь, которой он уже никогда не увидит…
6.СИЛА – это когда инвалид на коляске улыбается в глаза тем,
кто издевается над ним…
4.КРАСИВО – когда слепой рисует солнце, зная что оно круглое, но он не видел его свет…
3.СТРАШНО – когда малыш ждёт маму, а мамы уже нет…
2.ДОБРОТА – это не пройти мимо тех, кто протянул руку в переходе
1.УВАЖЕНИЕ тем, кто отдал на войне свои жизни, за жизни чужих людей,
Вед. Мы перестали ценить чувства плача по пустякам. А каково этой девочке?
1. Соня Шаталова живёт в Москве. Она - аутист, что означает «погружённый в себя». Это психическое состояние человека не разгадано специалистами.
2.У Сони с детства очень чёткое мировоззрение. В 8 лет она написала: «Зачем живут люди? Бог каждому, когда посылает в этот мир, говорит: «Трудись и прославляй Меня делами своими».
3.Поражают и афоризмы Сони. Например. 1. Кошка - символ уютной независимости. 2. Сказка - тоска по чуду.3. Смех - доктор для печальной души. 4.Улыбка - пароль доброжелательности. Эти и другие афоризмы Соня написала в 8ми -10-летнем возрасте. Она с детства видела мир иначе, чем большинство детей.
4.Соня пугалась незнакомых людей. Поездка в общественном транспорте вызывала у неё шок. А сверстники на улице могут показать на Соню пальцем, посмеяться, а взрослые - с жалостью покачать головой…
5.Некоторые, думая, что Соня - ничего не понимает, прямо при девочке говорили её маме:
«Почему ты дочь в интернат не сдашь? Хоть вздохнёшь спокойно». После чего Сонина рука выводила для мамы строки:
6.Знаешь, мама, ты ошиблась,
Так отвергнув свой талант.
Сколько вынесла обиды,
Семью держа, как Атлант.
Отказалась от работы -
Очень сложная семья,
Постоянно болен кто-то,
И никчёмушная я.
- Тяжкий крест, до гроба горе,
Лучше было б в интернат,
Всё устроилось бы вскоре,
А так у вас никто не рад.
Ведь она неизлечима… -
Ты смеялась всем в ответ:
- Моя дочка молодчина,
И матери счастливей нет! -
Счастье выпало нам вместе,
По воле Божьей, жизнь пройти.
Теперь это дело чести.
И нет ошибки. Мы в пути.
7.Декламируя стихотворения этой удивительной девушки, расплакалась даже народная артистка России Евгения Симонова. Обычно, впервые знакомясь с творчеством Сони, люди думают, что автор - взрослый человек. И сильно удивляются, как 13-летняя девочка могла написать:
8.Я не одна!
Мне роскоши и праздников сплошных
Не надо.
Хотелось бы общаться
С хорошими людьми.
Но не умею -
Аутизм мешает.
С нелепым поведением, со страхами, немая
Кому я интересна?
Кому же я нужна?
И руки неумелые, и воли лишена…
Вам стало жаль меня?
Не надо!
Со мной Господь, я не одна!
Со мной и мама, и сестра,
И даже папа помогает,
Хотя и верит не всегда.
Мне батюшка сказал:
- Твоя болезнь
Тебе сейчас во благо.
Должна пройти ты этот путь.
Терпи, лечись и главное - молись.
Настанет день, ты обретешь свободу,
Лишь с Богом будь.
Так Он же в сердце!
Он заполняет грудь!
Мне вам шепнуть
Те главные слова?
- Помилуй, Господи.
С Тобой я не одна!
Я не одна!
ВЕД. Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки – в море добра.
ПЕСНЯ. ДОРОГА ДОБРА.
ВЕД. Давайте у этого человека научимся жить и дарить радость другим. Это НИК ВУЙЧИЧ.
1.НИК ВУЙЧИЧ .Он родился без рук и без ног. Родители Ника приняли и полюбили сына таким, какой он есть. Но всё началось, когда Ник пошел в обычную школу, наравне со здоровыми сверстниками. «Ты ничего не умеешь!», «Мы не хотим с тобой дружить!», «Ты никто!» – Ник слышал эти слова каждый день в школе.
2.У Ника Вуйчич два высших образования. Он успешный бизнесмен. Но его главный талант – умение убеждать. В том числе, через искусство.
3.Ник Вуйчич – человек без рук и ног. Ник Вуйчич – человек, который верит в чудеса. В его бельевом шкафу стоит пара ботинок. Так… на всякий случай. Ведь в жизни всегда есть место для большего чуда.
4.Ник признается, что, так как он родился без рук, никогда не скучал по ним. Единственное, чего ему не хватает – рукопожатия. Он не может никому подать руки. Но он нашел выход. Ник обнимает людей… сердцем.
(читается на фоне музыки , наизусть)
АНГЕЛЫ ЗЕМЛЯ
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды, Ангелы земли
Сколько не заслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы, -это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, не добрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети-ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло
Ну а тех, кто нас не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны
Больше тех кто хочет нам помочь
Открывая душу нам радушно
Горе помогают превозмочь
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтоб на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Инсценированное представление « Совершайте добрые дела!
АВТОР. В одном прекрасном лесу находилась поляна цветов. Какие только цветы тут не росли! Посередине этой чудесной полянки и случилась наша история.
1 цветок. Ой, я такая красивая, у меня самые красивые лепестки на этой поляне. И все должны восхищаться мной. Я самое главное украшение этой поляны.
2 цветок. (смеётся) Ой, красавица нашлась. Ну подумаешь образованная, главное чтобы корни были длинными, чтоб удобрение тянуть себе . И всё себе, себе. Вот тогда станешь самой красивой как я.
Автор. А недалеко от них рос обыкновенный цветок. Он не был таким красивым как они, но он был таким добрым и радостным.
3 цветок. (сидит)Ух, ты, какая красивая поляна. Как я рад, что могу расти на ней.
1 цветок. Ой, слушай, ты посмотри на это чудовище, что растёт рядом с нами.
2 цветок. Ой, какой ты убогенький. Как ты тут оказался а ?
3 цветок. (встаёт) Для меня большая честь расти здесь возле вас. Все вы такие красивые. И пусть я некрасив, но я верю, что могу быть полезным. Я обязательно принесу радость другим.
ХОРОМ. Ну чем ты можешь быть полезным а?
.СМЕЮТСЯ 2 цветка.
Автор. Однажды на эту поляну прилетела прекрасная бабочка. Она искала цветочки, чтобы собрать с них нектар.
Бабочка ( в руках корзинка) -Ах, какая прекрасная поляна. Какие чудесные цветы. Здесь я смогу собрать вкусный нектар. Я так голодна .
Обращается ко 1 цветку
-Дорогой, прекрасный цветочек, позволь собрать твой нектар.
1 цветок. Ты хочешь мои нежные лепесточки помять. Я свой нектар кому попало не раздаю. Так что лети отсюда.
Бабочка. -Ах, у меня почти не осталось сил. Кто же мне поможет.
Бабочка( подходит к 2 цветку) Вот какой чудесный цветок (принюхивается). А какой аромат. Дорогой, чудесный цветочек. Можно мне взять немножечко твоего нектара, чтобы подкрепить силы.
2 цветок. Конечно….. (пауза) НЕТ
Бабочка . Но я же умру с голоду (плачет)
2 цветок. Ну и что, много вас тут летает туда, сюда (показывает руками). А я такая красивая одна. Нет, я не могу рисковать. Я нужна этому миру, улетай, скорее отсюда.
Бабочка . Мои силы на исходе. Я умираю. Прощайте.
3 цветок. Бабочка лети скорее сюда, собирай мой нектар. Я с радостью отдам его тебе.
Бабочка. Это правда? Ты дашь мне свой нектар?
3 цветок. (на запястий рук цветок) Конечно, с радостью.
Бабочка. О, спасибо вот немножечко съем (чавкает) . Мммм как вкусно. Спасибо тебе, милый цветок. Ты вернул меня к жизни.
3 цветок. Пожалуйста, я был рад тебе помочь.
ВМЕСТЕ. Ой, какой глупый этот цветок, отдал всё, что у него было.
АВТОР. Прошло время. Наступила пора созревания плодов, наша полянка очень изменилась. Давайте посмотрим, что произошло с нашими цветами.
Выходят все цветы
1 цветок. (помят, плачет) Ох, ох где моя красота? Моя жизнь пролетела. Не оставив никакого плода. Почему?
2 цветок. Да, жизнь жестока. Что же тут поделаешь? После нас ничего не остаётся.
1 цветок. Ой, ой смотри, что это с нашим гадким цветочком? Посмотри у него плод, да такой красивый, да сочный.
2 цветок. Ну почему ? (топает ногой) Почему этому невзрачному , некрасивому цветку достался такой плод? А мы, украшение этой поляны, остались ни с чем? Это не справедливо (топает), нечестно!
3 цветок. Просто я поделился тем малым, что у меня было и за это получил такой неожиданный, такой красивый подарок-ПЛОД. Я так рад, что мой стебелёк держит такой прекрасное чудо.
Автор. Вот такая история произошла на нашей поляне. А интересно, чему вас научили эти цветы?
ВСЕ ХОРОМ. Делайте добро без корысти, и оно обязательно вам вернётся!
Дорогие мои!
Внушайте веру людям
Чаще говорите "Добрые» слова",
И следуйте хорошему примеру.
Продливайте добрыми делами
Жизнь особых людей.
А сейчас, возьмите сердечки с теми добрыми словами, пожеланиями, которые вы хотите сказать людям с ограниченными возможностями и прикрепите на доску.
Звучит песня «Творите добро»
Руки твои сильные -
Ты защити слабого.
Мысли твои верные -
Ты научи глупого.
Глаза твои, твоя душа
Добрая и чистая.
Дари её тому,
Кому больно одному.
Твори добро на всей Земле,
Твори добро другим во благо
Не за красивое "спасибо"
Услышавшего тебя рядом.
-ДОРОГИЕ ГОСТИ, РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ НЕ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ТАКОЕ ТОЛЕРАТНОСТЬ И ТОГДА МИР СТАНЕТ ЛУЧШЕ И ЧИЩЕ. УЛЫБНИТЕСЬ ДРУГ ДРУГУ И СКАЖИТЕ « СПАСИБО ЗА ВСЕ!!!
“ Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека М. Пришвин.
«Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности».
Р. Ролан
. Человек должен быть человечным.