Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: Звонкие и глухие согласные в конце слова
Цель: закрепление умения различать парные звонкие и глухие согласные в конце слова
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять умения различать парные звонкие и глухие согласные в конце слова; упражнять в написании слов с парными согласными, пользоваться правилом, необходимым для правильного написания слов.
Коррекционно-развивающие: Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление; Развивать фонематическое восприятие; обогащать словарный запас
Коррекционно-воспитательные: воспитывать навыки самостоятельности, самоконтроля; правильное представление об окружающем мире, воспитывать умение общаться и слушать.
Оборудование: предметные картинки, карточки с заданиями.
Ход занятия.
Организационный момент (слово учителя, наглядный метод)
Логопед: - Давайте сядем удобно, выпрямим спину, ноги поставим ровно на пол, приготовимся к занятию
Логопед раздает предметные картинки (завод, утюг, букет, укроп, клюв, шкаф, гриб, рак)
Дети называют картинки, произносят последний звук в слове, определяют звонкий он или глухой.
Постановка целей и задач урока (слово учителя)
2.1.-Сегодня мы будем учиться различать звонкие и глухие согласные на конце слова.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика
Мы умеем улыбаться
И спокойно расслабляться.
(«улыбка»)
Язычок пошёл гулять,
Лёг на губку отдыхать.
Снова в домик забежал,
«Хвостик» чистить дверку стал.
(«чистим зубки»)
Язычок наш на прогулку идёт.
(«лопатка»)
Погуляли, и опять
Нужно домик прибирать.
Ну-ка, язычок — дружок,
Побели-ка потолок.
( «маляр»)
Очень язычки устали,
И массаж им прописали...
Зубки чешут язычок...
(«расчёска»)
И кусают язычок.
(«накажем язычок»)
Губы улыбаются
И не напрягаются.
3.2. Актуализация опорных знаний (беседа-опрос)
-Какие парные согласные знаете? (ответы детей)
-Назовите только звонкие согласные. Как они произносятся?
-Назовите только глухие согласные. Как они произносятся?
( [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [ж] – [ш] )
- Как слышатся парные согласные в конце слов? Вспомним правило.
Парный согласный.
Очень опасный.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!
(Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй)
- Какими способами можно сделать проверку? (один-много; подставить слово «нет»)
3.3.Пальчиковая гимнастика
Утро настало, солнышко встало.
Вставай, большак, вставай, указка.
Вставай, середка, вставай, сиротка.
И крошка Митрошка.
Привет, ладошка!
3.4. Отгадывание загадок
-Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите букву, которую нужно писать в слове, запишите отгаданные слова. Ответ докажите, подберите проверочные слова
Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (Глаз)
Всё перетрут терпение и … (Труд).
Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(Друг)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (Гвоздь)
Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. ( Гриб)
Этот зверь тебе знаком –
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных... (Ёж).
3.5. Упражнение «Много-один» (работа с карточками) -Замени множественное число существительного единственным. Правильно запиши парную согласную в конце слова: ДРОЗДЫ СТОЛБЫ МОСТЫ ГЛАЗА РЯДЫ ГРИБЫ СЛЕДЫ |
3.6. Упражнение на звуковой анализ слов «Звонкий-глухой» Логопед называет слова, дети хлопают на звонкий звук. (снег, дуб, шарф, флаг, леопард, приз, шкаф, потоп, лес, хлеб) 3.7. -Вставьте пропущенные буквы. Запишите словосочетания. Составьте предложения с каждым из словосочетаний. (работа с карточкам) Вкусный пиро.. Хороший уло.. Душистый ланды.. Свежий хле.. 3.8. Физминутка А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. 3.9. Упражнение «Замени» 1) Замените, одним словом и запишите. Рядом пишите проверочное. 1. Крупный населённый пункт, в котором есть фабрики и заводы. ……… 2. Население страны, государства. ……… 3. Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания. ……… 4. Участок земли, засаженный плодовыми деревьями и кустарниками. … 5. Замёрзшая вода. …… 2) Прочитай. Вставь правильно нужные буквы: Летом мальчики ездили в деревню к бабушке. Любимым занятием у ребят было купание. Утром они бежали через огоро . на пру . . Весело бросались они в воду, ныряли, плавали, плескались, громко кричали, смеялись. Потом они выходили на бере. и грелись на песке. В августе вода стала холодной. Кончилось весёлое купание. Пожелтели листья бере . и ли . . Пора в горо . , в школу. Подбери и запиши проверочные слова (Работают всей подгруппой по цепочке. Объясняют свой выбор) 3) Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Вставь правильно буквы: На что кла . , коли в семье ла . . Кто любит тру . , того люди чту . . Лучше хле . с водой, чем пиро . с бедой. Добрая пословица не в бро . ь, а в гла . . (Выполняют самостоятельно. Проверка с учителем) Итоги урока (слово-учителя, беседа) Как пишутся звонкие и глухие согласные на конце слова? Как проверить согласную на конце слова? Что было трудно на уроке? Что понравилось больше всего? (Отвечают на вопросы учителя. Делятся впечатлениями от урока) | |
| |
| |