СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Просмотр содержимого документа
«Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак»

Учитель Алибахарчиева С.М

Класс 3

Русский язык


Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Цель: развивать умения распознавать парные звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать слова с парными согласными, с разделительным мягким знаком.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Три ученика выполняют на доске звуко-буквенный анализ слов.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

— Измените слова по образцу, запишите. Подчеркните бук­восочетания чк,чн.

Образец: значок — значка.

Крючок, зрачок, сачок, бычок, пучок, пятачок, новичок, паучок.

— Спишите по образцу. Подчеркните буквосочетания, напи­сание которых нужно запомнить.

Образец: поймать кого? (лещ) — поймать леща. Решить что ? (задача), сложить как ? (куча), позвонить кому ? (врач), поехать куда ? (дача), написать кому ? (товарищ).

— Спишите, вставьте пропущенные буквосочетания жи ши. Пру..на, вер..на, о..бка, ма..на, пу..нка, сне..нка, дру..на.

2. Фронтальная работа

— Замените одним словом, запишите. Подчеркните в словах буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу шу.

• Хищная рыба (щука).

• Солдат, который стоит на часах (часовой).

• Густой частый лес (чаща).

• Пастух, который пасёт овец в горах (чабан).

• Сказочное существо (чудовище).

• Странный человек (чудак).

• Чужая страна (чужбина).

• Растение с кислыми съедобными листьями (щавель).

• Дикая роза (шиповник).

• Съедобный гриб с рыжей шляпкой (рыжик).

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают получившиеся сло­ва, называют орфограммы. Целесообразно вспомнить и правило.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Год, сугроб, груз, лёд.

— Чем они похожи? (Слова с парными согласными на конце.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Игра «Шум и голос»

— Проверяем звуки «на шум и на голос». Произнесите звук [к].

— Услышали голос? Конечно, нет.

— А теперь подключите голос. Какой звук получился? ([г].)

— Теперь давайте, наоборот, выключать голос. Произнесите звук [б].

— Уберите голос. Какой звук получился? ([п].) Согласные, которые произносятся с «выключенным» голосом и состоят только из шума, называются глухими. Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название — звонкие.

  1. Работа по учебнику

Упр. 122 (с. 67).

— Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Парные согласные произносятся одинаково.)

— Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.)

— Как правильно обозначить парный согласный звук в корне слова?

— Приведите примеры.

Упр. 123 (с. 67).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте пары слов. Объясните их написание. (Чашка — чашечка, кружка — кружечка, ложка — ложечка, блюдце — блюдечко.)

— Как вы поняли выражение друг с дружкой?

Упр. 124 (с. 68).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

3. Шарады

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос голос.)

С глухим траву она срезает,

Со звонким — листья объедает. {Коса коза.)

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким — в нём же обитаем. (Том дом.)

С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким - как огонь горячий. (Шар — жар.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 68).

— Прочитайте стихотворение.

— Какова его главная мысль? (Нельзя играть на проезжей ча­сти дороги.)

— А где вы играете?

— Какие правила дорожного движения нужно выполнять, чтобы не случилось беды?

— Выполните письменные задания к упражнению.

— В каких словах мягкий знак указывает на мягкость соглас­ного? (Играть, нельзя.)

— Прочитайте слова с разделительным мягким знаком. (Не­счастья, друзья.)

— Перед какими буквами он пишется? (Перед е, ё, и, ю, я.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

— Сколько звуков обозначают буквы е, ё, я, ю, и?

— Приведите примеры таких слов.

Упр. 126 (с. 69).

— Прочитайте текст. Как его можно озаглавить?

— Прочитайте выделенные слова. Что они обозначают?

— Найдите слова с разделительным мягким знаком.

— Найдите слова с мягким знаком — показателем мягкости.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

2. Работа со словом из словаря

- Найдите слово компьютер в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом компьютер, запишите.

— Запомните написание этого слова.

3. Выборочный диктант

— Выпишите слова с разделительным мягким знаком.

Ишь, разбойничья порода:

Цапнул солнце с небосвода

И с набитым животом

Завалился под кустом.

Да и хрюкает спросонья,

Словно сытая хавронья.

К. Чуковский

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Не хотят его пустить

Чудный остров навестить.

Знайте, вот что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка.

Эти витязи морские

Мне ведь братья все родные.

Не печалься же, ступай,

В гости братцев поджидай.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А. Пушкин

— Прочитайте слова, которые вы выписали. Подчеркните разделительный мягкий знак. (Разбойничья, спросонья, хав­ронья, с сватьей, под елью, братья, ночью.)

VIII. Рефлексия

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Подчеркните парные согласные. Подберите проверочные слова.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать...

Что такое я? (Тетрадь тетради.)

Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь — дожди.)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб — грибы.)

Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож — ножи.)

— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить парный согласный в корне слова?

— Устно назовите одним словом.

• Приспособление для сидения (скамья).

• Сочинение небольшого размера для журнала или газеты (статья).

• То, без чего птица не улетит (крылья).

Верхняя женская одежда (платье).

• Заросли высокой травы (бурьян).

• Чистый отвар из мяса (бульон).

— Какую работу выполняет мягкий знак в этих словах? (Раз­деляет согласный звук и гласный.)

— Какая орфограмма называется проверяемой?

— Какая орфограмма называется непроверяемой?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— О каких орфограммах мы говорили на уроке?

Домашнее задание

Упр. 127 (с. 69).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!