СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звук [ а ]. Буква А, а.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представлен в виде игры с различными словами, в которых есть буква А. Детям предлагается выполнить задания на интерактивной доске, определить слоги, в которых находится  изучаемая буква . На уроке дети научатся различать звук [а], узнают, какой буквой обозначаются этот звук, научатся читать слоги и слова с этой буквой. 

Просмотр содержимого документа
«Звук [ а ]. Буква А, а.»







Конспект урока

Педагог (ФИО): Невоструева Наталья Анатольевна

Предмет: Урок чтения Класс 1 УМК «Школа России»

Тема урока: Звук [ а ]. Буква А а.

Планируемые результаты:

Предметные – познакомиться с буквами А, а; уметь давать характеристику звуку [ а ].

Метапредметные - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения (Регулятивные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (Познавательные УУД).

Личностные - взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с нормами; развивать познавательные интересы, мотивы учебной деятельности; использовать полученные знания в повседневной жизни.






Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые универсальные учебные действия и предметные результаты

Методы, приемы, формы


1.Мотивационно-целевой этап (7 минут)

Орг. момент



















Дыхательная гимнастика











Артикуляционная разминка







Работа над дикцией















Актуализация знаний































Ориентировоч-ный этап (2 минуты)

Самоопределение к деятельности













Физкультминутка.



Поисково-исследователь-ский этап (16 минут)

Работа по теме урока:

Проблемный вопрос

а) знакомство со звуком [ а ];





































б) знакомство с буквами А, а































Практический этап (8 минут)

Закрепление























Физкультминутка




















Работа по «Азбуке»

(стр. 20-23)
































Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты)


Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).





Учитель читает стихотворение:


- Мы начинаем новый день,

Прогоняй скорее лень!

Почаще улыбайся,

Прилежным быть старайся!


- Ребята, скажите, чем мы занимались на предыдущих уроках?

- Правильно.



- А что мы называем азбукой?


- Как вы думаете, ребята, что такое буква?

- Да, правильно.


- А для чего же людям необходимо уметь читать и писать?



- А сейчас, ребята, давайте мы с вами разучим очень интересное упражнение под названием «Именинный пирог».

Для данного упражнения давайте представим, что на столе перед нами стоит именинный пирог, и мы с вами, сделав глубокий вдох носом, постараемся задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге ( необходимо следить за тем, чтобы дети в процессе выдоха не добирали воздух; количество порций выдохов может быть разным ).


- Ребята, еще одно упражнение, которое мы с вами сегодня разучим, называется «Маятник». Представьте, что язык – это маятник. Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполняем по нижнему ряду зубов.

- Ребята вам понравились новые упражнения?


- А сейчас, ребята, мы с вами разучим скороговорку. Повторяйте за мной.

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

рак за руку греку цап.

(Учитель проговаривает скороговорку медленно, четко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.)

- Ребята, у вас получается произнести скороговорку? Тогда попробуйте произнести скороговорку поочередно в парах друг другу.

(Учитель контролирует произношение детьми скороговорки.)


- Мы много говорили о звуках, а с сегодняшнего дня мы будем знакомиться с буквами. Вы узнаете, сколько букв в русском алфавите, на какие группы они делятся. Много секретов откроет вам «Азбука».

( При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы. Например, аист, астра, арбуз, азбука и т. д. также вывешиваются образцы правильного написания буквы.)


- Ребята, вы знаете, какой бывает речь?


- А что мы произносим, когда говорим?

- Как же мы обозначаем звуки при письме?

- Ребята, а вы знаете, на какие две группы делятся все звуки?


- Правильно. А вы знаете, какие звуки называются гласными, согласными?

Гласные звуки поются и  тянутся. А согласные произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.


- Ребята, откройте учебник на странице 20. Что вы видите на иллюстрации?

- Кто же пришел учиться в лесную школу?

- Правильно, ребята. А кто же их учит?

- Какую букву показывает Сова?

- Правильно .


- Сформулируйте тему урока.


Учитель открывает тему на доске.


- А теперь, ребята, для всего этого, каждый из вас должен определиться, а «Что я хочу узнать» и «Чему я хочу научиться» на этом уроке.



- Ребята, сегодня вы познакомитесь еще с одним знаком-помощником. Вверху страницы в кружке изображена сова. Этот знак- помощник подсказывает вам: «Обратите внимание!»

- Прочитаем в рамочке, на что нужно обратить внимание.











- А сейчас давайте начнем знакомиться с буквами и звуками.

- Скажите мне, ребята, что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека?

- Какой цветок у меня в руках?

(Учитель выделяет звук [ а ] в слове «астра»)

- С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?

- Посмотрите на страницу 21 «Азбуки», какого цвета астры?

- А сейчас, ребята, давайте мы с вами проведем звуковой анализ слова «аист».

[аист ]

а- гласная, ударная;

и- гласная, безударная;

с- согласный, твердый;

т- согласный, твердый.

Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом.

- Где мы слышим звук [ а ] в словах: арбуз, вода, барабан, аист, аквариум, ветер, кошка, мята. (Работа в парах.)


- Ребята, а сейчас я прочитаю вам текст Л. Яхнина, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ а ].


Август. Алые астры. Аромат акаций.

- Ах, алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!

- Антоновка! Анисовка! Апорт!

Аппетитный август.


- Кто может перечислить слова с звуком [ а ], которые запомнил?


( При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы, которая обозначат тот звук, с которого начинаем произносить слово. Например, аист, барабан, астра и т. д. также вывешиваются образцы правильного написания буквы.)


- Ребята, кто знает эти буквы А, а ?

- Посмотрите на изображение этих букв в «Азбуке» на странице 21. Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему?


- Правильно. Они обозначают гласный звук [ а ], который может быть ударным или безударным.


(Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». Необходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки образуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с гласным – это, прямой слог . Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом. )

[ ] [ ]


- Ребята, а кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [ а ]?

(Учитель выставляет на наборное полотно буквы А, а.)


- А сейчас, ребята, давайте поработаем над дикцией. Прочитайте хором с доски.

А. А. А. А! А! А! А? А? А?


- Пропойте гласный звук [ а ], используя музыкальный ряд.


- Определите место звука [ а ] в словах «кошка», «шар».



- Ребята, сегодня мы начинаем работать с частью 2 Прописей. Откройте страницу 3.


- Что девочка говорит врачу?

(Проводится анализ начертания строчной буквы а. Сравнивается письменная буква а с печатной. Трудность заключается в том, что она состоит из двух элементов.

При работе с Прописями «Вако»: страницы 4-5 тетради 2)

- Ребята, обратите внимание на округлость формы буквы.

(Написания элементов буквы по контуру.)


- Писать букву а начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу.

- А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а.


- А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а а.

(Учитель контролирует правильность написания.)












- Ребята, что нового вы узнали на уроке?


- А сейчас мы научимся писать заглавную букву А.

(Сначала пишутся элементы буквы)

- Откройте Прописи на странице 4 и начните писать букву А снизу чуть выше нижней линии рабочей строки слегка закруглите вправо и ведите наклонно вверх. Не доводя до следующей строки, опустите черту на себя. Не отрывая руки, начните писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим кончик стержня ручки влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем в сторону за буквой.

(При работе с Прописями «Вако»продолжить выполнение заданий стр.4-5 тетради 2)


-А сейчас, ребята, давайте прочитаем пословицу внизу страницы 20.

(Пословицы могут прочитать хорошо читающие дети.)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?



- Ребята, давайте прочитаем стихотворение Н. Костарева на странице 21. Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву А во всех словах стихотворения.


Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончается на А

Астра, азбука, айва.


- Посмотрите на ленте букв на странице 23 буква А занимает самый первый прямоугольник.


- Ребята, откройте «Азбуку» на странице 22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку и исправьте ее.


- Ребята, скажите, почему все любят цветы?

- А можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким удовольствие и радость?

- Правильно, нельзя. К примеру, ландышей в природе остается все меньше и меньше, поэтому они подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывают ландыши, поступают очень плохо.


- Ребята, с какой буквой русского алфавита вы познакомились?

- Какой звук она обозначает?

- Понравился ли вам урок!


Домашнее задание прочитать с родителями сказку «Лиса и волк».




Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Садятся на свои места.





- Мы изучали устную речь, предложения, слова, звуки.



- Азбука – это книга для изучения алфавита.

- Буква – это значок для обозначения звука при письме.

- Люди должны уметь читать и писать для того, чтобы быть грамотными, чтобы красиво говорить, чтобы общаться с другими людьми.



Выполняют данные упражнения.

















- Да!





Дети произносят скороговорку несколько раз.







- Да.

Дети произносят скороговорку поочередно в парах друг другу.

















- Да. Речь бывает письменной и устной. - Мы произносим звуки. - Используем буквы – значки для записи звуков. - Звуки могут быть гласными и согласными. - Гласные звуки поются и  тянутся. А согласные произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.





На рисунке изображена лесная школа.

- Ёж, Лисенок, Зайчонок и Бельчонок. - Учитель – мудрая Сова. – Учитель показывает букву А.

- Звук [ а ]. Буква А а.



- Я хочу узнать з вук [ а]. Научиться писать букву А а .









- Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем.

А в лесу растёт черника 
А в лесу растёт черника, 
Земляника, голубика. 
Чтобы ягоду сорвать, 
Надо глубже приседать. (Приседания.) 
Нагулялся я в лесу. 
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) 



- Врач просит произнести: «А-а-а.»

- Астра.

- Мы начинаем со звука [ а ].

- Одна астра – синего цвета, другая – фиолетового, а третья – розового цвета.









- В словах арбуз, вода, барабан, аист, аквариум, ветер, кошка, мята.











- Август. Алые астры. Аромат акаций.

- Ах, алыча! Ай, айва!

Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы!

- Антоновка! Анисовка! Апорт!

Аппетитный август.











- Гласные звуки обозначаем на схеме слова красным цветом. Эта буква обозначает гласный звук.













- Звук [ а ] обозначают буквой А, а.





- А. А. А. А! А! А! А? А? А?



- А-а-а-а-а-а-а-а-а.

- В слове «кошка» звук [ а ] занимает место во втором слоге, а в слове «шар» - в первом слоге.



- А-а-а.





















На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шевелит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».



- Мы узнали, что гласный звук [ а ] может быть ударным или безударным.



















- Аккуратность человека красит.

Чтение – вот лучшее учение.

- Аккуратные люди- красивые люди; лучшее учение для человека – чтение.





- Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончается на А

Астра, азбука, айва.







- Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами.

- Цветы – очень красивые.

- Нельзя.







- Сегодня мы познакомились с буквой А, а. – Она обозначает звук [ а ]. – Да, нам очень понравился урок.



Включить детей в деятельность.






Уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее.



Коммуникативные:

осознанно строить речевое высказывание.

Познавательные:

уметь анализировать.

делать выводы.




























Уметь читать слова


Коммуникативные:

согласованность действий с партнером.





Уметь правильно и выразительно читать





















Познавательные:

отвечать на вопросы.


















Регулятивные:

определять тему урока под руководством учителя.




































Производить звуковой анализ слова.

Давать характеристику звуку.

































Коммуникативные:

осознанно строить речевые высказывания, слушать и понимать речь других, работать в паре, уметь сформулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные:

отвечать на вопросы.








Уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности.






































































Познавательные:

Уметь применять новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.


Понимать прочитанный текст,

проявлять интерес к новому содержанию урока.


Расширение кругозора.







Регулятивные:

обнаруживать и исправлять ошибки.













Уметь оценивать результат своей работы

Познавательные:

делать выводы.





























Фронтальная работа.













































Фронтальная работа.










Работа в парах.


















Простой вопрос.


Фронтальная работа.


Индивидуальный опрос.











Фронтальная работа.




































Фронтальная работа.



















Работа в парах.









Работа с текстом по учебнику.


Индивидуальный опрос.




































Фронтальная работа.














Работа с иллюстрацией.




Фронтальная работа.




























































Работа с текстом по учебнику.


Индивидуальный опрос.



















Фронтальная работа.