1.Мотивационно-целевой этап (7 минут) Орг. момент
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная разминка
Работа над дикцией
Актуализация знаний
Ориентировоч-ный этап (2 минуты) Самоопределение к деятельности
Физкультминутка.
Поисково-исследователь-ский этап (16 минут) Работа по теме урока: Проблемный вопрос а) знакомство со звуком [ а ];
б) знакомство с буквами А, а
Практический этап (8 минут) Закрепление
Физкультминутка
Работа по «Азбуке» (стр. 20-23)
Рефлексивно-оценочный этап (2 минуты) Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| Учитель читает стихотворение: - Мы начинаем новый день, Прогоняй скорее лень! Почаще улыбайся, Прилежным быть старайся! - Ребята, скажите, чем мы занимались на предыдущих уроках? - Правильно. - А что мы называем азбукой? - Как вы думаете, ребята, что такое буква? - Да, правильно. - А для чего же людям необходимо уметь читать и писать? - А сейчас, ребята, давайте мы с вами разучим очень интересное упражнение под названием «Именинный пирог». Для данного упражнения давайте представим, что на столе перед нами стоит именинный пирог, и мы с вами, сделав глубокий вдох носом, постараемся задуть короткими отрывистыми выдохами как можно больше свечек на воображаемом именинном пироге ( необходимо следить за тем, чтобы дети в процессе выдоха не добирали воздух; количество порций выдохов может быть разным ). - Ребята, еще одно упражнение, которое мы с вами сегодня разучим, называется «Маятник». Представьте, что язык – это маятник. Губы сомкнуты. Перемещаем язык по верхнему ряду зубов слева направо и обратно. Те же движения выполняем по нижнему ряду зубов. - Ребята вам понравились новые упражнения? - А сейчас, ребята, мы с вами разучим скороговорку. Повторяйте за мной. Ехал грека через реку, Видит грека в реке рак, Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап. (Учитель проговаривает скороговорку медленно, четко произнося каждый звук. Отрабатывает с детьми произношение скороговорки. Добивается осмысления и запоминания ими текста.) - Ребята, у вас получается произнести скороговорку? Тогда попробуйте произнести скороговорку поочередно в парах друг другу. (Учитель контролирует произношение детьми скороговорки.) - Мы много говорили о звуках, а с сегодняшнего дня мы будем знакомиться с буквами. Вы узнаете, сколько букв в русском алфавите, на какие группы они делятся. Много секретов откроет вам «Азбука». ( При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы. Например, аист, астра, арбуз, азбука и т. д. также вывешиваются образцы правильного написания буквы.) - Ребята, вы знаете, какой бывает речь? - А что мы произносим, когда говорим? - Как же мы обозначаем звуки при письме? - Ребята, а вы знаете, на какие две группы делятся все звуки? - Правильно. А вы знаете, какие звуки называются гласными, согласными? Гласные звуки поются и тянутся. А согласные произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении. - Ребята, откройте учебник на странице 20. Что вы видите на иллюстрации? - Кто же пришел учиться в лесную школу? - Правильно, ребята. А кто же их учит? - Какую букву показывает Сова? - Правильно . - Сформулируйте тему урока. Учитель открывает тему на доске. - А теперь, ребята, для всего этого, каждый из вас должен определиться, а «Что я хочу узнать» и «Чему я хочу научиться» на этом уроке. - Ребята, сегодня вы познакомитесь еще с одним знаком-помощником. Вверху страницы в кружке изображена сова. Этот знак- помощник подсказывает вам: «Обратите внимание!» - Прочитаем в рамочке, на что нужно обратить внимание. - А сейчас давайте начнем знакомиться с буквами и звуками. - Скажите мне, ребята, что просит произнести врач, когда осматривает горло больного человека? - Какой цветок у меня в руках? (Учитель выделяет звук [ а ] в слове «астра») - С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»? - Посмотрите на страницу 21 «Азбуки», какого цвета астры? - А сейчас, ребята, давайте мы с вами проведем звуковой анализ слова «аист». [аист ] а- гласная, ударная; и- гласная, безударная; с- согласный, твердый; т- согласный, твердый. Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом. - Где мы слышим звук [ а ] в словах: арбуз, вода, барабан, аист, аквариум, ветер, кошка, мята. (Работа в парах.) - Ребята, а сейчас я прочитаю вам текст Л. Яхнина, а вы постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком [ а ]. Август. Алые астры. Аромат акаций. - Ах, алыча! Ай, айва! Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы! - Антоновка! Анисовка! Апорт! Аппетитный август. - Кто может перечислить слова с звуком [ а ], которые запомнил? ( При знакомстве с новой буквой учитель вывешивает на доске предметный рисунок с изображением буквы, которая обозначат тот звук, с которого начинаем произносить слово. Например, аист, барабан, астра и т. д. также вывешиваются образцы правильного написания буквы.) - Ребята, кто знает эти буквы А, а ? - Посмотрите на изображение этих букв в «Азбуке» на странице 21. Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему? - Правильно. Они обозначают гласный звук [ а ], который может быть ударным или безударным. (Проводится звуко-буквенный анализ слов «астра», «арбуз». Необходимо довести до сознания детей, что все гласные звуки образуют слоги, учить выделять слияния согласного звука с гласным – это, прямой слог . Гласные звуки в слове мы всегда будем обозначать красным цветом. ) [ ] [ ] - Ребята, а кто из вас знает, какой буквой обозначаем звук [ а ]? (Учитель выставляет на наборное полотно буквы А, а.) - А сейчас, ребята, давайте поработаем над дикцией. Прочитайте хором с доски. А. А. А. А! А! А! А? А? А? - Пропойте гласный звук [ а ], используя музыкальный ряд. - Определите место звука [ а ] в словах «кошка», «шар». - Ребята, сегодня мы начинаем работать с частью 2 Прописей. Откройте страницу 3. - Что девочка говорит врачу? (Проводится анализ начертания строчной буквы а. Сравнивается письменная буква а с печатной. Трудность заключается в том, что она состоит из двух элементов. При работе с Прописями «Вако»: страницы 4-5 тетради 2) - Ребята, обратите внимание на округлость формы буквы. (Написания элементов буквы по контуру.) - Писать букву а начинаем немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх влево округлую линию к верхней линии. Без отрыва ведем вниз черту с закруглением внизу. - А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а. - А теперь самостоятельно напишите 2 строки буквы а а. (Учитель контролирует правильность написания.) - Ребята, что нового вы узнали на уроке? - А сейчас мы научимся писать заглавную букву А. (Сначала пишутся элементы буквы) - Откройте Прописи на странице 4 и начните писать букву А снизу чуть выше нижней линии рабочей строки слегка закруглите вправо и ведите наклонно вверх. Не доводя до следующей строки, опустите черту на себя. Не отрывая руки, начните писать петлю. Ведем немного вверх по написанному, а затем отводим кончик стержня ручки влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем в сторону за буквой. (При работе с Прописями «Вако»продолжить выполнение заданий стр.4-5 тетради 2) -А сейчас, ребята, давайте прочитаем пословицу внизу страницы 20. (Пословицы могут прочитать хорошо читающие дети.) - Как вы понимаете смысл этих пословиц? - Ребята, давайте прочитаем стихотворение Н. Костарева на странице 21. Возьмите в руки простые карандаши и подчеркните букву А во всех словах стихотворения. Астра, азбука, айва Начинается на А, И кончается на А Астра, азбука, айва. - Посмотрите на ленте букв на странице 23 буква А занимает самый первый прямоугольник. - Ребята, откройте «Азбуку» на странице 22. Рассмотрите внизу цветы и схемы слов. Найдите ошибку и исправьте ее. - Ребята, скажите, почему все любят цветы? - А можно ли дарить цветы не в праздники, а только для того, чтобы доставить близким удовольствие и радость? - Правильно, нельзя. К примеру, ландышей в природе остается все меньше и меньше, поэтому они подлежат охране. И те, кто целыми букетами в одних и тех же местах срывают ландыши, поступают очень плохо. - Ребята, с какой буквой русского алфавита вы познакомились? - Какой звук она обозначает? - Понравился ли вам урок! Домашнее задание прочитать с родителями сказку «Лиса и волк». | Слушают учителя, настраиваются на предстоящую работу в классе. Садятся на свои места.
- Мы изучали устную речь, предложения, слова, звуки.
- Азбука – это книга для изучения алфавита. - Буква – это значок для обозначения звука при письме. - Люди должны уметь читать и писать для того, чтобы быть грамотными, чтобы красиво говорить, чтобы общаться с другими людьми.
Выполняют данные упражнения.
- Да!
Дети произносят скороговорку несколько раз.
- Да. Дети произносят скороговорку поочередно в парах друг другу.
- Да. Речь бывает письменной и устной. - Мы произносим звуки. - Используем буквы – значки для записи звуков. - Звуки могут быть гласными и согласными. - Гласные звуки поются и тянутся. А согласные произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.
На рисунке изображена лесная школа. - Ёж, Лисенок, Зайчонок и Бельчонок. - Учитель – мудрая Сова. – Учитель показывает букву А. - Звук [ а ]. Буква А а.
- Я хочу узнать з вук [ а]. Научиться писать букву А а .
- Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы читаем и пишем. А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
- Врач просит произнести: «А-а-а.» - Астра. - Мы начинаем со звука [ а ]. - Одна астра – синего цвета, другая – фиолетового, а третья – розового цвета.
- В словах арбуз, вода, барабан, аист, аквариум, ветер, кошка, мята.
- Август. Алые астры. Аромат акаций. - Ах, алыча! Ай, айва! Арба абрикосов! Амбары астраханских арбузов! Африканские ананасы! - Антоновка! Анисовка! Апорт! Аппетитный август.
- Гласные звуки обозначаем на схеме слова красным цветом. Эта буква обозначает гласный звук.
- Звук [ а ] обозначают буквой А, а.
- А. А. А. А! А! А! А? А? А?
- А-а-а-а-а-а-а-а-а. - В слове «кошка» звук [ а ] занимает место во втором слоге, а в слове «шар» - в первом слоге.
- А-а-а.
На зарядку солнышко поднимает нас, Поднимаем руки мы по команде «раз». А над нами весело шевелит листва, Опускаем руки мы по команде «два».
- Мы узнали, что гласный звук [ а ] может быть ударным или безударным.
- Аккуратность человека красит. Чтение – вот лучшее учение. - Аккуратные люди- красивые люди; лучшее учение для человека – чтение.
- Астра, азбука, айва Начинается на А, И кончается на А Астра, азбука, айва. - Схемы слов «роза» и «ландыш» перепутаны, их нужно переставить местами. - Цветы – очень красивые. - Нельзя.
- Сегодня мы познакомились с буквой А, а. – Она обозначает звук [ а ]. – Да, нам очень понравился урок. | Включить детей в деятельность. Уметь применять знания, умения и навыки изученные ранее. Коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание. Познавательные: уметь анализировать. делать выводы. Уметь читать слова Коммуникативные: согласованность действий с партнером. Уметь правильно и выразительно читать Познавательные: отвечать на вопросы. Регулятивные: определять тему урока под руководством учителя. Производить звуковой анализ слова. Давать характеристику звуку. Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания, слушать и понимать речь других, работать в паре, уметь сформулировать свои мысли в устной форме. Познавательные: отвечать на вопросы. Уметь воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности. Познавательные: Уметь применять новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник. Понимать прочитанный текст, проявлять интерес к новому содержанию урока. Расширение кругозора. Регулятивные: обнаруживать и исправлять ошибки. Уметь оценивать результат своей работы Познавательные: делать выводы. | Фронтальная работа. Фронтальная работа. Работа в парах. Простой вопрос. Фронтальная работа. Индивидуальный опрос. Фронтальная работа. Фронтальная работа. Работа в парах. Работа с текстом по учебнику. Индивидуальный опрос. Фронтальная работа. Работа с иллюстрацией. Фронтальная работа. Работа с текстом по учебнику. Индивидуальный опрос. Фронтальная работа. |