Тема урока: Звук [э]. Буквы Э э Цели: Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э; научить читать слоги и слова с этими буквами. Задачи урока: -
Познакомить со звуком [э], буквами Э, э. -
Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать. -
Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность. -
Поддерживать стремление к познанию нового. Планируемые результаты Предметные: -знать звук [э], букву, обозначающую его; -читать слоги и слова, предложения с буквами Э, э. Метапредметные: принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; находить дополнительную информацию по иллюстрации; активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Личностные: -принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности; -формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур Ресурсы урока: Азбука с. 56-59; электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкий, Кирюшкин В.А. «Азбука 1 класс», компьютерная техника, экспозиционный экран, видеопроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью с набором приспособлений для крепления пособий. Ход урока: I. Организационный момент. Прозвенел звонок. Начинается урок. Повернулись, гостям улыбнулись, развернулись, Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. Сели прямо, спинки выровняли, как настоящие ученики. - Ребята, сегодня, по дороге в школу, меня встретил почтальон и отдал мне письмо. Давайте мы с вами откроем его и посмотрим, что там написано. -Сейчас я вам прочитаю письмо: «Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», отправляю вам конверты с заданиями. Я хочу, чтобы вы справились со всеми моими заданиями и показали свои знания. Если выполните всё правильно и соберёте все мои буквы-подсказки, узнаете что-то очень важное». Артикуляционная гимнастика: ну что ж, настроимся на работу, сделаем массаж ушек, разомнем наши ушки, чтобы ушки наши хорошо слушали и слышали (круговыми массажными движениями от мочки до верха уха и обратно), а теперь сделаем гимнастику для язычка, чтобы язычок хорошо работал: Жил – был язычок, вышел он из домика (высунуть вперед), посмотрел вверх, вниз, направо, налево; никого не нашел (вправо-влево сразу), расстроился и ушел (убрать). II. Актуализация знаний 1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт? Задание: « Знаете ли вы буквы?» Я называю слово, а вы определяете первый звук в этом слове. Аист, сыр, ослик, ветер, утка. - Молодцы, все справились с заданием. Первая буква-подсказка: «Ы» слайд 2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? Задание «Найди-ка» - Ребята, посмотрите на экран и назовите буквы: слайд О У И Й Я Ы Ё А -Молодцы, правильно назвали. -Какая буква здесь лишняя? (Й) -Почему? (все гласные, а Й и-краткое – согласная буква) - Что мы можем сказать про звук Й? Дайте характеристику звука. (звук Й - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук) - Ребята, а кто скажет, чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? -Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука (и, е, ё, ю,я) - Назовите гласные буквы, которые обозначают твёрдость предшествующего согласного звука: (а, у, о,ы.) Молодцы! Следующая буква-подсказка: «О» слайд 3.Теперь можно открыть 3 конверт. Задание «Отгадай-ка» Загадка «Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит.» - Кто знает отгадку? (эхо) - Мы можем увидеть эхо? (нет) - Что это такое? Как вы думаете? (это звук, отзвук, природное явление, отражение звука). - Где мы его можем услышать? Как оно с нами разговаривает? (мы кричим, а эхо нам отвечает, но мы слышим лишь конец слова). Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только по тише, как настоящее эхо: Машина-шина, коса-оса, рыбак-бак, каток-ток, крот-рот. Молодцы! Еще одна буква-подсказка наша: «Л». слайд III. Постановка целей урока и определение темы урока Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? Ответьте, используя опорную запись в виде предложений с пропущенными словами: Познакомиться со….(звуком э) Узнать, какой буквой…(обозначается звук э) Учиться читать…(слоги, слова с новой буквой) IV. Развитие речевого аппарата (выполняется стоя) Чтобы правильно произносить звуки, разомнем наши губки. Все встали -
Дыхательная гимнастика «Свеча» -
Артикуляционная гимнастика «Щечки», «Губки» V. Работа по теме 1. Знакомство со звуком э. Давайте протяжно произнесем самый первый звук в слове «эхо» (э). Как он произносится? Сделайте вывод. (Звук э – гласный) Каким цветом мы будем обозначать это звук на схеме? Конверт №4. Задание: Составить схему слова «ЭХО». Дети у себя на партах, один у доски с объяснением. Откроем Азбуку на с.57 и проверим, следующая буква-подсказка: «О» слайд Конверт №5 Игра «Угадай звук». Называю слова, если услышите звук Э, хлопаете в ладоши и определяете, в каком месте находится звук (начало, середина, конец) Эклер, кино, этаж, экран, ива, эхо. («Д») VI. Физкультминутка (музыкальная) VII. Продолжение работы 2.Знакомство с буквами. А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук «э». Это буква «Э». Посмотрите на нее. На что похожа эта буква? На какую букву похожа Э? слайд Буква Э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка. Подготовить слайд со слогами. Откроем 6 конверт. Задание «Прочитай-ка» слайд - Здесь для вас подготовлены слоги. Прочитайте их. Вместе, по рядам, отдельно. А кто скажет, как буква Э влияет на предшествующий согласный звук, как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Какой вывод мы можем сделать? Вывод: буква «э» обозначает твердость предшествующего согласного звука. Давайте прочитаем правило на с.57 Азбуки. - Верно ли, мы сделали вывод? И получаем следующую букву-подсказку («Ц») слайд VIII. Закрепление материала А сейчас мы откроем последний 7-й конверт: самостоятельная работа «Найдем букву Э в слове» Найти в тексте слова с буквой «э» (текст напечатан в карточках), подчеркнуть букву в словах. С Аней мы поём дуэтом, Коля хочет стать поэтом, Эдик смотрит на экран – Что сейчас покажут нам? Самопроверка на доске. слайд А теперь проверяем: у кого нет ошибок ставит +, у кого есть ошибки - ? Прочитаем слова, в которых есть буква Э: дуэт, поэт, Эдик, экран. Оценить себя (светофор): крас.- нет ошибок, син.-есть; у кого есть ошибки, анализ. А теперь давайте определим место буквы «э» на ленте букв. Обоснуйте свой ответ. Вот и последняя буква-подсказка («М») слайд Что же важного фея хотела нам сказать? Посмотрите, какое слово получается из наших букв? слайд МОЛОДЦЫ! Вот, какие мы с вами молодцы, что выполнили все правильно. IХ. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок. - Понравился ли вам урок? -Я узнал…что звук э гласный -Я понял…что буква э обозначает твердость … -Было интересно…. Оцените свою работу на уроке с помощью «смайлов»: 3 вида-Ж-улыбка все понятно, З-линия-есть вопросы, К-грусть –ничего непонятно. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть. |