2. Постановка учебной проблемы. СЛ – Посмотрите на доску. – Что видите? (Лес). – В лесу домик зайки, да вот зайка плачет, потому что дорожку к домику потерял. Давайте поможем найти дорогу домой. - Что это за звук? (Ворона) - Она очень умная и, наверное, знает, где живет зайка. Она сказала, что укажет нам направление, куда идти только тогда, когда мы выполним одно задание. Выполним задание Вороны? 3.Открытие нового знания. СЛ (На доске расставлены в ряд картинки с изображением майки, чайника, гайки, лейки, чайки.) У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза. (Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.) СЛ У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось. Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лейка чайка. Сейчас они расположены так: чайка, лейка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайника и лейки, майки и чайки. У: Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока. Д: В каждом слове встречается звук [й], значит, первая часть нашей темы сегодняшнего урока «Звук [й]». У: Рассмотрите изображения букв, выделите одну из них по трём признакам и сформулируйте 2 часть нашего урока. (На доске буквы: а, о, и, у, Й, ё, ы) Д: Я предлагаю исключить букву й. Она одна заглавная, все остальные строчные; она одна согласная, все остальные гласные; эту букву мы не изучали, а с остальными знакомы. У: А теперь сформулируйте тему урока полностью. На доске. Д: Тема сегодняшнего урока «Звук [й] и буква, которая его обозначает». СЛ У: Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока: познакомиться с … звуком и с новой …; учиться отличать новые … и … от других звуков и букв; учиться читать … и … с новой буквой. (Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают её и формируют самостоятельно цель урока). На доске. Д: Цель нашей работы такова: познакомиться с новым звуком и новой буквой; учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. У: Ворона сказала, что надо идти сначала прямо, а потом направо и мы сможем найти Мышонка, может он знает дорогу до домика Зайчика. Ну, что в путь? 4.Физминутка. У: Ребята, Зайчик устал идти. Он предлагает вам отдохнуть. 5.Знакомство с новым звуком. СЛ У: Вот наконец-то, мы дошли. А вот и Мышонок. Мышонок сейчас очень занят. Он просит ему помочь в одном трудном задании. Он никак не может понять, какой последний звук в слове…. -Отгадайте загадку: Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай, Отправляется … (трамвай). СЛ+написать на доске - Поможем, ребята? У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук. Д: Трамва-й-й. У: Назовите выделенный звук. Д: Это звук [й]. У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении? Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба. Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий. У: Охарактеризуйте коротко звук [й]. (На доску) Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий. У: Мышонок послушал ваши рассуждения, сделанный вами вывод и сказал мне, что в характеристике звука [й] требуется кое-что уточнить. Он предлагает, чтобы уточнение вы внесли сами. Мышонок просит вас назвать слова, в которых звук [й] был бы глухим и твёрдым. (Дети называют слова со звуком [й].) У: Вы назвали много слов со звуком [й], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухой и твёрдый. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод? Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий. У: А что мы можем сказать о слове «трамвай»? Сколько в нем букв? Сколько звуков? Сколько слогов? Д: В слове Трамвай – 7 букв, 7 звуков, 2 слога. У: Сколько звуков в 1 слоге? Д: В первом слоге – 4 звука. У: Сколько звуков во 2 слоге? Д: Во втором слоге – тоже 3 звука. У: Мышонок сказал, что идти нам надо через сосновый лес. Там живёт Белка, она укажет нам дорогу дальше. 6.Знакомство с новой буквой. СЛ У: Вот и мы и дошли до соснового леса. Где же Белка? А вот она. Прыгает с ветки на ветку. Белка узнала, что мы с вами познакомились с новым звуком. А с каким? Д: Звук [й] – согласный, всегда звонкий, всегда мягкий. У: Белка предлагает нам вместе с ней найти букву, которая обозначает звук [й]. Я буду показывать буквы, если встретится знакомая буква, вы хором громко назовёте её, а если встретится незнакомая буква, то захлопаете в ладоши. (Учитель показывает буквы и дети хлопают в ладоши при виде букву Й, учитель показывает эту букву детям). У: Вот вы и поприветствовали новую букву. А как она называется? СЛ Д: Это буква «Й краткое». У: На какую букву похожа буква Й? Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую. У: А как вы думаете, почему букву так назвали? Д: При произношении произносим коротко [й]. У: Белка нам указала путь. Она сказала идти прямо по тропинке через мостик. В путь, друзья! |