2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Наглядный (демонстрация) Практический (упражнение) | Проводит актуализацию знаний. Откройте 37 страницу, посмотрите на ленту букв. Назовите буквы, с которыми вы уже познакомились на уроках обучения грамоте. - Ребята, на слайде буквы, которые мы уже изучили. У каждой буквы есть свой домик, давайте поможем найти им найти домики. - В чем особенность гласных звуков? - Какие звуки обозначают эти буквы? (показывает на синий домик) | - а, о, у, ы, я, е, ё, и, н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з, п, к, т, ш, с, ч. Обучающиеся ставят букву в нужный «домик». - Во рту нет преграды, когда произносим. Ударный/ безударный, указывает на мягкость/твёрдость предшествующего согласного. - Согласный, твёрдый/мягкий, звонкий/глухой. | | К: владеть диалогической речью. П.: проводить классификацию | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Организует работу со словами для выявления места и причины затруднения. На слайде картинки: халат, хижина, хомяк. - Назовите то, что изображено на слайде? - Распределите прозвучавшие слова на две группы. По какому признаку это лучше сделать? - Попробуйте сформулировать тему урока. Организует постановку цели урока. - Зная тему, сформулируйте цель урока. | Работают со словами для выявления проблемного места. - Хомяк, халат, хижина. -В первую группу можно отнести слова «халат» и «хомяк», потому что они начинаются со звука [х]. Во вторую группу можно отнести слово «хижина», потому что [х']. - Тема сегодняшнего урока – «Звуки [х], [х'] и буква Х х». Называют цель урока. - Познакомиться со звуками [х], [х'] и буквой, которая их обозначает. | Учащиеся научатся выделять звуки [х], [х`] в словах. | К: владеть диалогической речью. П: проводить классификацию. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
5. Реализация построенного проекта | Практический. (упражнение) Словесный (беседа) | Организует работу с учебником. - Откройте азбуку на странице 38. - Посмотрите внимательно на сюжетную картинку. Что вы на ней видите? - Найдите на картинке предметы, названия которых начинаются со звука [х]. - Составьте предложение по картинке, используя слова, в которых есть звуки, которые мы изучаем. - Выше картинки, представлена пословица, прочитайте ее. - Как вы понимаете смысл данной пословицы? Физминтука. Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! Наклонился правый бок. Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, ( Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли И немного подержали. Головою И все дружно вместе встали. -Обратите внимание на страницу 39. -Как вы считаете, звук [х] согласный или гласный? Почему? - А как вы считаете, этот звук твёрдый или мягкий? -Давайте проверим. Сбоку в рамочке вы видите слоги, давайте вместе их прочитаем: «ха, ху, хи, хо, хе» - Так звук [х] мягкий или твёрдый? Что значить «шумный» звук? - Какие шумные звуки вы знаете? - Перед вами на слайде два слова. Какие? - Звук [х] в слове «хомяк» твёрдый или мягкий? - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Так какой же звук? Какой звук помогает нам понять, что он твёрдый? -Составьте звукослоговую схему данного слова. - А первый звук в слове «хижина» твёрдый или мягкий? - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Так какой же звук? -Что произошло? Почему звук стал мягким? -Составьте слогозвуковую схему данного слова. Проверим свои схемы по слайду (слайд). - Теперь давайте прочитаем пословицы под картинкой на странице 38. (читают те обучающиеся, которые умеют читать) - Как вы понимаете данные пословицы? В каких словах выделенный звук твердый? Что способствует этому? Прочитаем текст по цепочке. | - Хлеб, солнце, месяц, храм и т.д. - Храм, хлеб. - Храм стоит рядом с лесом. - Читают пословицу. - Эта пословица рассказывает о терпеливом отношении к труду. Чтобы прийти к успеху, нужно приложить усилие, терпение. Выполняют физминутку. -Согласный, потому что он не поётся как гласный звук. - Предполагают. - Произносят хором слоги. В слогах «ха, ху, хо» - твёрдый, а в слоге «хи, хе» - мягкий. - При произношении отсутствует голос, они состоят только из шума. - [п], [к], [ч], [с] и т.д. - Хомяк, хижина. Произносят хором слово и определяют на слух твёрдость\мягкость. - Твёрдый. Помогает определить твёрдость звук «ы». Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. Произносят хором слово и определяют на слух твёрдость\мягкость. - Мягкий. -Его смягчила гласная «и». Она обозначает мягкость предшествующего согласного. Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Хлеб, хорошо, хочет. Буквы, обозначающие твердость предшествующих согласных. Читают вслух 4 обучающихся по 1 пословице, а остальные читают про себя. | Учащиеся научатся выделять звуки [х], [х`] в словах. Учащиеся получат представление о звуках [х], [х`] и букве Х х. Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; К: владеть диалогической речью. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный метод (беседа) Практический. (упражнение) | - Посмотрите на страницу азбуки (стр. 65). Перед вами столбики слов. Что нужно сделать, как вы думаете? -Давайте прочитаем слова в первом столбике. - Какое слово лишнее. Почему? - Как мы определяем сколько слогов в слове? - Теперь давайте прочитаем слова из второго столбика. - Какое слово лишнее в данном столбике? - В какой позиции находиться, изучаемый звук в слове «плохо»? - Найдите и прочитайте слова, состоящие из трех слогов. - В каком слове меньше всего слогов? Физминутка: Ветер тихо клен качает, Влево, вправо наклоняет. Раз — наклон И два наклон. Зашумел листвою клен. - А теперь давайте с вами прочитаем текст ниже. Слушайте внимательно. - Понравился ли вам текст? О чём он? - Как мы озаглавим текст? - Встретились ли вам слова из столбиков? - Давайте составим схему слова «холода» при помощи ваших карточек, которые лежат на ваших партах. 1 ученик пойдет к доске, составит при помощи магнитов. - Посмотрите теперь на предметные картинки и схемы на стр. 39 справа. -Сравните картинки и схемы. Какие слова зашифрованы в схемах? -Чем отличается изучаемый звук в словах, представленных в схемах? В какой позиции находится этот звук в данных схемах? -Дайте характеристику звукам [х], [х`] в этих словах. | - Прочитать и определить, сколько слогов в словах. Читают данные слова по слогам. - Лишнее слово «хлеб», оно состоит из одного слога. - Сколько гласных в слове, столько и слоов. - Здесь лишнее слово «плохо», оно начинается не на изучаемый звук. - В слове «плохо» Изучаемый звук находиться в середине. - Читают слова «хорошо» и «холода». - Меньше всего слогов с слове «хлеб», там один слог. Выполняют физминутку. - Текст о том, что наступила осень и, что нужно убрать хлеб. - Сбор урожая. - Да. - Составляют схему. - Пастух, пастухи. В слове «пастух» - он твердый [х], а слове «пастухи» - мягкий [х`]. Изучаемый звук в слове «пастух» находиться в конце слова, а в слове «пастухи» в середине. [х] – согласный, шумный; глухой (непарный); твердый (парный); [х`] – согласный; шумный; глухой (непарный); мягкий (парный). | Учащиеся научатся выделять звуки [х], [х`] в слогах. | К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; П: проводить сравнение; П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Словесный (беседа) Практический (составление схемы) | -Посмотрите на слайд. Сейчас вам необходимо составить, к слову, слогозвуковую схему самостоятельно. (в тетрадях для печатания) У каждого варианта своё слово. 1 вариант: хирург. 2 вариант: подвох. -Проверьте правильность выполнения по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельно. Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде | | П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует повторение изученного. - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. -С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? -Дайте характеристику этим звукам. Игра "Хлопни-топни" -Встаньте со своих мест. Хлопни в ладоши, если услышишь мягкий звук, потопай ногами, если услышишь твёрдый звук. Мох, хитрый, отдых, воздух, хижина, горох, химия, орехи, халат, хитрость, пароход, взмах. | Обобщают изученное. -Мы сегодня познакомились со звуками [х], [х'] и буквой Х х. [х'] – согласный, шумный, глухой (непарный), мягкий (парный). [р] - согласный, шумный, глухой (непарный), твёрдый (парный). Хлопают, когда слышат мягкий звук. Топают, когда слышат твёрдый звук. | Учащиеся научатся дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, определять позицию звука в слове. | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической речью. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный метод (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. -На столах у вас лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке, подарив им эмоцию. Если считаете, что вы хорошо работали на уроке и поняли тему, то нарисуйте улыбочку, если считаете, что у вас были некоторые затруднения и вы что-то не поняли, то – нейтральный смайлик, а если считаете, что вы работали плохо и совсем не поняли тему, то грустный смайлик. - Покажите свои смайлики мне. -Хорошо, урок окончен. | | | Р: осуществлять самооценку деятельности | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |