СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Звук [ц] и буква Ц»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о звуке [ц] и букве Ц.

Просмотр содержимого документа
««Звук [ц] и буква Ц»»

Тема: «Звук [Ц] и буква Ц»

Цель: Формирование представлений о звуке [Ц] и букве Ц.

Образовательные задачи:

  1. Формирование навыков выделения и произношения звука [ц] изолированно, в слогах, словах и предложениях.

  2. Уточнить артикуляцию и характеристику звука [ц].

  3. Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.

  4. Упражнять в делении слов на слоги.

  5. Упражнять в образовании существительных с суффиксом «- ниц-».

  6. Познакомить с графическим обозначением звука.

  7. Совершенствовать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

  8. Упражнять в чтении слогов и слов с буквой Ц.

  9. Упражнять в составлении и анализе предложений.


Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать фонематические процессы.

  2. Развивать внимание, память, мышление.

  3. Развивать координацию речи с движением.

  4. Развивать графические навыки.

  5. Проводить работу по профилактике нарушений письменной речи.


Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, игрушки курица и цыплята, зеркала, магнитная доска, символы звуков, стеклянные камни, предметные картинки, разрезные плоскостные скорлупки с картинками, плоскостное изображение гусеницы с картинками, буквы, карточки для нахождения и дописывания буквы Ц, ручки, тетради, карточки с картинками, неполными звуковыми схемами, сюжетные картинки.


Ход занятия

  1. Организационный момент

- Прочитайте слоговые цепочки с буквой Ё.

2. Введение в тему

- Дети, отгадайте загадку:

Явились в жёлтой шубке:

Прощайте, все скорлупки.

- Кто это?

- Какой первый звук слышится в слове «цыплята»?

- Цыплята бегут домой к маме курице. Давайте отправимся вместе с ними, а по дороге познакомимся со звуком [ц].


3. Основная часть

Артикуляция и характеристика звука [ц].

- давайте сядем на полянку, возьмём зеркала и произнесём звук [ц].

- что делают губы? (Губы в улыбке).

- что делают зубы? (Зубы сближены, но не сомкнуты).

- что делает кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы).

- Ребята, при произнесении звука [ц] воздушная струя встречает преграду или нет?

- А если во рту образуется преграда, значит, звук [ц] какой: согласный или гласный.

- Звук [ц] звонкий или глухой? Почему?

- Звук [ц] твёрдый или мягкий?

- Дайте характеристику звуку [ц].

- Отправимся дальше. Перед ними канава, её надо перепрыгнуть.


Игра «Песенки цыплят»

- Вы знаете, цыплята любят петь песенки. Кто правильно повторит песенку своего цыплёнка, тот перепрыгивает через канаву.

Слоговые ряды: ац-оц-уц-иц; цна-цно-цну-цны; ацл-оцл-уцл-ыцл; цва-цво-цву-цвы; мца-мцо-мцы - мцу; цка-цко-цку-цкы.


Игра «На полянке»

- Посмотрите: перед нами полянка с цветами. Чтобы цыплята не заблудились, будем их поднимать.

- Если услышите звук [ц], поднимите своих цыплят.

Материал: ц, т,с, ц, з,цо, ыц ,ас, цэ, цапля, сенокос, телефон, кузница, листопад, сахарница, чай, пылесос, кольцо, телёнок, мельница, пловец.


Игра «Прыгаем по камням»

- На нашем пути находятся три камня. Если звук [ц] слышится в начале слова, цыплёнок прыгает на первый камень, если звук [ц] слышится в середине слова, то цыплёнок прыгает на средний камень, а если в конце, то на последний.

Картиночный материал: овца, цапля, огурец, курица, скворец, цветы, блюдце, колодец, цифра.


Игра «Разложи по скорлупкам»

- За камнями лежат расколотые скорлупки с картинками. Попробуйте собрать скорлупки, назовите картинки и скажите, сколько слогов в каждом слове.

Картиночный материал: цепь, цирк, цветы, яйцо, овца, лестница, пловец, перец, колодец, пуговица, гусеница, царапина.


Игра «Гусеница»

- А вот гусеница ползёт и картинки везёт. Скажите, как называется ёмкость для сахара?

- Правильно, сахарница.

Картиночный материал: сахарница, мыльница, песочница, мельница, конфетница, хлебница, супница.


Физкультминутка

- Пока цыплята бегают за гусеницей, поиграем в озорного цыплёнка.

Озорной цыплёнок жил,

Головой весь день крутил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Стоя, заложить руки за спину,

крутить головой сначала

влево, затем вправо.

Постоять на правой ноге, встать на обе.

Постоять на левой ноге,

встать на обе.

Имитировать движения крыльев птиц в соответствии с текстом.

Повернулся влево, вправо:

- Хорошо на свете, право!

Повернуться всем туловищем влево, вправо.

А потом гулять пошёл -

Червячка себе нашёл!

Шагом идти друг за другом к столам, сесть на свои места.


Знакомство с буквой [Ц].

- Вспомните характеристику звука [ц].

- Звук [ц] мы говорим и слышим, а видим и пишем букву[Ц].

- Выберите и покажите только букву[Ц].

- Возьмите ручки и допишите букву[Ц].

- Продолжим наш путь.


Игра «Песочная дорожка»

- Перед нами песочная дорожка. На ней написаны слоги с буквой Ц. Прочитайте их. Материал: ца, цо, цу, цы, ац, оц, ыц, иц, уц.


Игра «Цыплячьи картинки»

- Песочная дорожка привела нас к маме курице. Посмотрите: она очень сердитая. Дело в том, что цыплята разбросали свои карточки для учебы и убежали гулять.

- Нам нужно помочь цыплятам навести порядок. Возьмите по карточке с картинками и звуковой схемой слова. В схемах не хватает звуков. Найдите нужные звуки и положите их на свои места.

Картинный материал: куница, кузнец, цапли, перцы, синица, зайцы.

- Соберите из букв эти слова и прочитайте их.


Игра «Фотографии»

- Маме курице понравилось, как вы справились с заданием. А цыплята хотят показать вам свои фотографии.

- Составьте предложения по фотографиям. Например: «Цыплёнок играет в песочнице».

- Сколько слов в этом предложении?

Материал:

  • Цыплёнок играет в песочнице;

  • Цыплёнок сидит под лестницей;

  • Цыплёнок пьёт водицу;

  • Цыплята играют у цветов;

  • Цыплята клюют зерно из блюдца;

  • Цыплята играют в индейцев;

  • Цыплёнок тянет гусеницу.


4. Итог

- Вспомните, с каким звуком мы познакомились, пока гуляли с цыплятами.

- Какой буквой обозначается звук [ц]?

- А теперь давайте покажем маме курице и цыплятам наш детский сад.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!