Тема: «Звук [Ц] и буква Ц»
Цель: Формирование представлений о звуке [Ц] и букве Ц.
Образовательные задачи:
Формирование навыков выделения и произношения звука [ц] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Уточнить артикуляцию и характеристику звука [ц].
Совершенствовать умение определять позицию звука в слове.
Упражнять в делении слов на слоги.
Упражнять в образовании существительных с суффиксом «- ниц-».
Познакомить с графическим обозначением звука.
Совершенствовать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов.
Упражнять в чтении слогов и слов с буквой Ц.
Упражнять в составлении и анализе предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематические процессы.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать координацию речи с движением.
Развивать графические навыки.
Проводить работу по профилактике нарушений письменной речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.
Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, игрушки курица и цыплята, зеркала, магнитная доска, символы звуков, стеклянные камни, предметные картинки, разрезные плоскостные скорлупки с картинками, плоскостное изображение гусеницы с картинками, буквы, карточки для нахождения и дописывания буквы Ц, ручки, тетради, карточки с картинками, неполными звуковыми схемами, сюжетные картинки.
Ход занятия
Организационный момент
- Прочитайте слоговые цепочки с буквой Ё.
2. Введение в тему
- Дети, отгадайте загадку:
Явились в жёлтой шубке:
Прощайте, все скорлупки.
- Кто это?
- Какой первый звук слышится в слове «цыплята»?
- Цыплята бегут домой к маме курице. Давайте отправимся вместе с ними, а по дороге познакомимся со звуком [ц].
3. Основная часть
Артикуляция и характеристика звука [ц].
- давайте сядем на полянку, возьмём зеркала и произнесём звук [ц].
- что делают губы? (Губы в улыбке).
- что делают зубы? (Зубы сближены, но не сомкнуты).
- что делает кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы).
- Ребята, при произнесении звука [ц] воздушная струя встречает преграду или нет?
- А если во рту образуется преграда, значит, звук [ц] какой: согласный или гласный.
- Звук [ц] звонкий или глухой? Почему?
- Звук [ц] твёрдый или мягкий?
- Дайте характеристику звуку [ц].
- Отправимся дальше. Перед ними канава, её надо перепрыгнуть.
Игра «Песенки цыплят»
- Вы знаете, цыплята любят петь песенки. Кто правильно повторит песенку своего цыплёнка, тот перепрыгивает через канаву.
Слоговые ряды: ац-оц-уц-иц; цна-цно-цну-цны; ацл-оцл-уцл-ыцл; цва-цво-цву-цвы; мца-мцо-мцы - мцу; цка-цко-цку-цкы.
Игра «На полянке»
- Посмотрите: перед нами полянка с цветами. Чтобы цыплята не заблудились, будем их поднимать.
- Если услышите звук [ц], поднимите своих цыплят.
Материал: ц, т,с, ц, з,цо, ыц ,ас, цэ, цапля, сенокос, телефон, кузница, листопад, сахарница, чай, пылесос, кольцо, телёнок, мельница, пловец.
Игра «Прыгаем по камням»
- На нашем пути находятся три камня. Если звук [ц] слышится в начале слова, цыплёнок прыгает на первый камень, если звук [ц] слышится в середине слова, то цыплёнок прыгает на средний камень, а если в конце, то на последний.
Картиночный материал: овца, цапля, огурец, курица, скворец, цветы, блюдце, колодец, цифра.
Игра «Разложи по скорлупкам»
- За камнями лежат расколотые скорлупки с картинками. Попробуйте собрать скорлупки, назовите картинки и скажите, сколько слогов в каждом слове.
Картиночный материал: цепь, цирк, цветы, яйцо, овца, лестница, пловец, перец, колодец, пуговица, гусеница, царапина.
Игра «Гусеница»
- А вот гусеница ползёт и картинки везёт. Скажите, как называется ёмкость для сахара?
- Правильно, сахарница.
Картиночный материал: сахарница, мыльница, песочница, мельница, конфетница, хлебница, супница.
Физкультминутка
- Пока цыплята бегают за гусеницей, поиграем в озорного цыплёнка.
Озорной цыплёнок жил, Головой весь день крутил: Влево, вправо повернул, Ножку левую согнул, Потом правую поднял И на обе снова встал. Начал крыльями махать: Поднимать и опускать Вверх, вниз, вверх, вниз! | Стоя, заложить руки за спину, крутить головой сначала влево, затем вправо. Постоять на правой ноге, встать на обе. Постоять на левой ноге, встать на обе. Имитировать движения крыльев птиц в соответствии с текстом. |
Повернулся влево, вправо: - Хорошо на свете, право! | Повернуться всем туловищем влево, вправо. |
А потом гулять пошёл - Червячка себе нашёл! | Шагом идти друг за другом к столам, сесть на свои места. |
Знакомство с буквой [Ц].
- Вспомните характеристику звука [ц].
- Звук [ц] мы говорим и слышим, а видим и пишем букву[Ц].
- Выберите и покажите только букву[Ц].
- Возьмите ручки и допишите букву[Ц].
- Продолжим наш путь.
Игра «Песочная дорожка»
- Перед нами песочная дорожка. На ней написаны слоги с буквой Ц. Прочитайте их. Материал: ца, цо, цу, цы, ац, оц, ыц, иц, уц.
Игра «Цыплячьи картинки»
- Песочная дорожка привела нас к маме курице. Посмотрите: она очень сердитая. Дело в том, что цыплята разбросали свои карточки для учебы и убежали гулять.
- Нам нужно помочь цыплятам навести порядок. Возьмите по карточке с картинками и звуковой схемой слова. В схемах не хватает звуков. Найдите нужные звуки и положите их на свои места.
Картинный материал: куница, кузнец, цапли, перцы, синица, зайцы.
- Соберите из букв эти слова и прочитайте их.
Игра «Фотографии»
- Маме курице понравилось, как вы справились с заданием. А цыплята хотят показать вам свои фотографии.
- Составьте предложения по фотографиям. Например: «Цыплёнок играет в песочнице».
- Сколько слов в этом предложении?
Материал:
Цыплёнок играет в песочнице;
Цыплёнок сидит под лестницей;
Цыплёнок пьёт водицу;
Цыплята играют у цветов;
Цыплята клюют зерно из блюдца;
Цыплята играют в индейцев;
Цыплёнок тянет гусеницу.
4. Итог
- Вспомните, с каким звуком мы познакомились, пока гуляли с цыплятами.
- Какой буквой обозначается звук [ц]?
- А теперь давайте покажем маме курице и цыплятам наш детский сад.