Конспект урока обучения грамоте
1 класс
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [б], [б’], БУКВЫ Б, б
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.
5. Предметные УУД
Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.
Учебник: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. М.: Просвещеие, 2018.
Методы:
- словесные;
- наглядные;
- практический;
- частично-поисковый.
Технологии:
- здоровьесберегающие (физкультминутки, смена видов деятельности);
- личностно – ориентированная (индивидуальное чтение и индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично поисковый метод);
- игровые (весь урок построен в форме игры).
Принципы: доступность, наглядность, направленность на комплексное решение задач. Принцип систематичности и последовательности реализуется через переходы от простого к сложному.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: индивидуальные сигнальные карточки, разрезные схемы для фонетического анализа слова, сигналы для рефлексии, презентация-сопровождение к уроку, мультимедиа проектор, экран.
Содержание урока
1.Организационной момент.
2.Актуализация знаний и мотивация
-Сегодня к нам на урок придет гость, но кто это вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?
- Да, это белка. Она не случайно пришел именно в наш класс. Белочка знает, что сегодня мы будем изучать новые звуки и букву, которой обозначаются эти звуки. И решил вам в этом помочь. Но для начала она попросила вас рассказать все, чему вы научились за время учебы.
1.Беседа по вопросам учителя:
- Как мы называем то, что сейчас мы с вами проговорили?
-Какие еще виды речи вы можете назвать?
-Расскажите мне про устную речь.
-А чем отличается письменная речь от устной?
Из чего состоит устная речь? А письменная?
А можем мы увидеть звук? А как же его обозначить?
-Из чего состоит речь? А предложение? На что делятся слова?
-А как определить сколько в слове слогов, от чего это зависит?
-А как называется слог, если на него падает ударение? А остальные? Сколько в слове ударных слогов?
2.Игра «Путаница»(с последующей проверкой).
Дети распутывают «Путаницу». (Отделяют гласные от согласных).
а, н, о, к, и, т, у, с, ы, р, л, е, м, л, п
-Что вы видете на слайде? Как мы можем распутать и навести порядок
--Что мы можем сделать с буквами?
-Назовите гласные буквы, теперь согласные.
-Чем отличаются гласные от согласных?
-Попробуем пропеть гласные звуки.
-А то же самое можно сделать с согласными? Почему?
-Чем гласная буква е отличается от других букв?
-На какие две группы можно разделить гласные буквы? Назовите.
3. Изучение нового материала
1) Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой Б. Узнаем какие звуки она обозначает. Научимся читать слоги и слова с этой буквой. Будем учиться писать «строчную» букву б.
- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий круглый …. (барабан)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?..... (Буратино)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? ……(белка)
2) – Что объединяет все эти слова? (Все эти слова начинаются на букву Б)
- Давайте посмотрим на ленту букв и найдем букву Б.
- Прочитаем ее все вместе.
- Что делают наши губки? (Они сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие.) Значит, какой это звук – гласный или согласный? (согласный)
Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок –
Полосатенький бочок,
Хомка раненько встает:
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз, да, три, четыре, пять –
Хомка хочет сильным стать!
3) Ребята, теперь откроем учебник на стр. 97.
- В рамке, где живет буква Б есть слоги-слияния. Давайте их прочитаем.
БА БИ БО БЕ БУ БЫ
- Ребята, почему у меня на доске эти слоги в двух столбиках? (в ба, бо, бу, бы – твердый звук [б], а в слогах би, бе – мягкий.)
- Теперь поиграем в игру «Хлопок». Я назову слова, а вы хлопаете, когда услышите мягкий [б’]. (барабан, белка, банан, бинт, бантик, буфет, бабочка, голуби)
4) На доске 2 слова: БЕЛКА, КОБРА.
- Сделаем слого-звуковой анализ этих слов.
4 . Практическая работа по диску к Азбуке.
Звукобуквенный анализ слов, работа с карточками.
Составление рассказа по рисункам.
Смотрим и слушаем мультфильм по этим картинкам.
Получилось у нас составить рассказ по картинкам? Как можно его озаглавить?
5. Итог урока. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
-Что вам особенно понравилось?
-Было ли что-то сложным?
-Все очень старались. Спасибо вам за урок!