Урок («Обучения грамоте», 1 – й класс) по теме
«Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов. Написание слов и соединений
со строчной буквой».
Тип урока: изучение нового материала
Программа: «Школа 2100»
Учебник: Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В, Пронина О.В. «Букварь», 1 класс.
Цели: формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов; применять правила правописания на письме; писать слова; анализировать текст.
Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.
Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
– формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
– формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: буквы: о, г, б, р, у, а, ч, м, е, о, н, т, и, е, е; картинки: филин, ключик, слон, воробей, енот, тигр, ослик, филин, облако, рысь, звуковички.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
– На доске, ребята, уже знакомые вам буквы. Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.
О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)
– Для чего нам нужен этот урок? Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?
– Откройте учебник на с. 140 – 141. Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.
– Давайте составим план урока.
Знакомство с новыми звуками и буквой.
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение слогов и слов.
Чтение предложений и текстов.
Знакомство с написанием буквы ф.
Письмо буквы, слогов, слов и предложений.
– Что нового мы узнаем сегодня?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Каким кружком обозначим?
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.
1. На доске – картинки (портфель, шарф, флажок, телефон, конфета, фонарь).
– Назовём эти предметы хором.
– Какой новый звук есть во всех словах? ([ф]).
– Произнесите его хором.
– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, твёрдый звук [ф]).
– Произнесите этот звук мягко.
– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий звук [ф,]).
2. Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.
3. Звуки [ф], [ф,] на письме обозначаются согласной буквой ф.
– На что похожа буква ф? (Подготовленные ученики)
1-й ученик (показывает бумажный ключ)
Всем известно без подсказки:
Буква Ф - как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
2-й ученик (показывает жестами):
Федя ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки.
3-й ученик (показывает иллюстрацию):
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой ф.
4. Завершите «звуковичка» буквы ф.
5. Откройте тетради для печатания на с. 45.
– Какую букву мы с вами печатали?
– Как вы думаете, сложно написать прописную букву ф?
– Давайте попробуем. Где мы будем учиться писать прописную букву ф?
6. Откройте пропись на с. 28.
1) – Из каких элементов состоит буква ф?
– Рассмотрите в рамочке, как пишется буква ф.
– С чего начнём её писать?
– Обведите буквы и элементы по образцу.
2) – Как на строке расположена наклонная линия? (Выходит за нижнюю линию рабочей строки.)
– Где у буквы Ф мы видим наклонную линию?
– Напишите наклонные линии красным цветом, букву ф – зелёным цветом.
3) – Почему именно букву о написали вместе на строке с буквой ф?
– Напишите букву о синим цветом на строке, букву ф – зелёным.
– Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?
ΙΙΙ. Применение нового знания.
1. Чтение слогов (с. 140).
– Прочитайте слоги шепотом, медленно.
– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.
– В каких словах встретятся эти слоги?
– В чём различие слогов верхней и нижней строчки?
– Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему?
– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
2. Работа в прописи.
Чтение и запись слогов по письменному образцу (гласные и согласные разными цветами).
– Обозначьте звуки точками.
– Назовите слова, где встречаются эти слоги.
3. Физкультминутка. Игра « Кто внимательный?».
На доске – картинки (Слон, воробей, енот, тигр, ослик, филин, облако, рысь).
– По первым звукам названий предметов прочитайте слово. Что получилось? (Светофор).
– Послушайте стихотворение про светофор:
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофёра:
Красный свет - проезда нет,
Жёлтый – будь готов к пути,
А зелёный свет – кати!
Учитель показывает детям поочерёдно то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал светофора. Красный свет – все сидят, жёлтый – встают, зелёный – бегут на месте, «руля» вправо и влево.
4. Чтение слов (с. 140, 1 – 2 строки).
– Просмотрите слова на этой странице.
– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)
– Прочитайте слова про себя.
– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)
– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)
– Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)
– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)
– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает).
– Это слово имеет несколько значений.
Фыркать – это значит:
– с шумом выпускать воздух из ноздрей;
– смеяться, производя звук носом, губами;
– сердиться, выражать недовольство.
– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.)
– Найдите слово, называющее маленький фонарь.
– Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-).
– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)
– Какое соединение с буквой Ф встретилось? (иф.)
– Какие ещё значения этого слова вы знаете?
– длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны;
– печать и оттиск с изображением подписи;
– в античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.
– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.
– Выделите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)
– Составьте предложения с этими словами.
– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)
– Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)
– В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф.
5. Проверка с самооценкой.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?
– Отметь в дневнике.
– Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
6. Чтение слов (с. 140, 3 строка).
1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. Прочитайте его.
– Сколько слогов в этих словах? Почему?
– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)
– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)
– Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.)
– Обозначьте цветным карандашом первый звук во всех словах.
– Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.
2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)
– Что указывает на мягкость предшествующего согласного?
– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)
– Как выглядят эти цветы?
– Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)
– Прочитайте последнее слово. (Факел.)
– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?
– Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.)
3) – Прочитайте слова последнего столбика. Есть ли у этих слов что-то общее?
– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)
– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.)
– Что особенного в написании этого слова? Подчеркните.
– Какие соединения с буквой Ф встретились в словах этого столбика?
– Что интересного заметили? (Как пишется? А как слышится?)
– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией
7. Работа в прописи (с. 28).
1) – Рассмотрите картинки. Есть ли слова со звуками [ф] и [ф’] на маленькой картинке?
– Почему картинка такая маленькая? Что это? (Марка.)
– А для чего нужны марки?
– Составим рассказа по картинке (устно.)
2) – Из слов, которые я вам сейчас продиктую, запишите только слоги, в которых есть буква ф и звуки [ф], [ф’]. (Фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура).
– Сколько звуков [ф], а сколько [ф’] встретилось в слогах?
– Что указывает на твёрдость, а что указывает на мягкость согласного?
– Назовите гласные звуки в каждом слове. Отметьте их красной точкой.
– Что мы сейчас делали? (Называли слова, составляли рассказ по картинке, записывали слоги.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
3) – Прочитайте слова под картинкой.
– Что заметили в словах 1-го столбика? (Оглушение согласного звука [в].)
– Девочки прочитают слова орфографически, а мальчики орфоэпически.
– Догадались, кого так крепко берёт за руку звук [в]? (Звук [ф].)
– Почему? (Они ходят часто парой, так как это парные согласные.)
– Дорисуйте и раскрасьте «звуковички».
– Запишите слова улов, боров, травка.
– Подчеркните буквы гласных и парных согласных звуков.
4) Запишите слова с печатного образца.
5) – Что мы сейчас делали? (Записывали слова.)
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)
8. Чтение слов и предложений (с. 140).
1) Чтение однокоренных слов с корнем - фото -. – Что объединяет слова? (Они однокоренные.)
Фотография – изображение предметов на чувствительной пленке;
– снимок – изображение, полученное таким способом;
– учреждение, мастерская для съемок.
Фотоаппарат – аппарат для фотографии.
Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии.
Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека.
– Выделите корень.
2) Однокоренные слова и формы слова с корнем – флаг -.
– Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)
– Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.)
– Что такое флагшток? (Шест для флага.)
– Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.)
3) – Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.
– Соответствует ли предложение картинкам?
– Сколько частей в предложении?
– Как догадались?
– Какие слова записаны с большой буквы? Почему?
– Выделите заглавные буквы.
– Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.)
– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)
– Что нового для себя открыли?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
9. Работа в прописи (с. 29). Списывание предложения с печатного образца.
10. Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).
1) – Прочитайте заглавие.
– А кем может работать папа?
– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?
2) Прочитайте текст самостоятельно.
– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?
3) Чтение вслух.
– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?
– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)
– Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях.
– А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)
– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)
– А чем увлекается Саша Ефимов?
– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?
– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?
3) – Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать? («Любимая профессия семьи Ефимовых», «О профессии фотокорреспондента», «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент»).
ΙV. Итог.
– Что нового узнали?
– Какие уже известные нам знания повторили?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
V. Домашнее задание.
– Прочитать текст на с. 141, нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия.
Папина профессия.
Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)
Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!)
Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)
Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.