СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов. Написание слов и соединений со строчной буквой».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов. Написание слов и соединений со строчной буквой».»

Урок («Обучения грамоте», 1 – й класс) по теме

«Звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов. Написание слов и соединений

со строчной буквой».


Тип урока: изучение нового материала

Программа: «Школа 2100»

Учебник: Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В, Пронина О.В. «Букварь», 1 класс.

­Цели: формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов; применять правила правописания на письме; писать слова; анализировать текст.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

– формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

– формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

– формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование: буквы: о, г, б, р, у, а, ч, м, е, о, н, т, и, е, е; картинки: филин, ключик, слон, воробей, енот, тигр, ослик, филин, облако, рысь, звуковички.

Ход урока


I. Актуализация знаний.

– На доске, ребята, уже знакомые вам буквы. Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)

– Для чего нам нужен этот урок? Чем мы занимались на прошлом уроке обучения грамоте?

– Откройте учебник на с. 140 – 141. Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.

  2. Звуко-буквенный анализ слов.

  3. Чтение слогов и слов.

  4. Чтение предложений и текстов.

  5. Знакомство с написанием буквы ф.

  6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

– Что нового мы узнаем сегодня?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Каким кружком обозначим?


ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

1. На доске – картинки (портфель, шарф, флажок, телефон, конфета, фонарь).

– Назовём эти предметы хором.

– Какой новый звук есть во всех словах? ([ф]).

– Произнесите его хором.

– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, твёрдый звук [ф]).

– Произнесите этот звук мягко.

– Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий звук [ф,]).

2. Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.

3. Звуки [ф], [ф,] на письме обозначаются согласной буквой ф.

– На что похожа буква ф? (Подготовленные ученики)

1-й ученик (показывает бумажный ключ)

Всем известно без подсказки:

Буква Ф - как ключ от сказки.

Никогда его у нас не отнимет Карабас.

2-й ученик (показывает жестами):

Федя ходит руки в боки.

Значит, выучил уроки.

3-й ученик (показывает иллюстрацию):

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой ф.

4. Завершите «звуковичка» буквы ф.

5. Откройте тетради для печатания на с. 45.

– Какую букву мы с вами печатали?

– Как вы думаете, сложно написать прописную букву ф?

– Давайте попробуем. Где мы будем учиться писать прописную букву ф?

6. Откройте пропись на с. 28.

1) – Из каких элементов состоит буква ф?

– Рассмотрите в рамочке, как пишется буква ф.

– С чего начнём её писать?

– Обведите буквы и элементы по образцу.

2) – Как на строке расположена наклонная линия? (Выходит за ниж­нюю линию рабочей строки.)

– Где у буквы Ф мы видим наклонную линию?

– Напишите наклонные линии красным цветом, букву ф – зелёным цветом.

3) – Почему именно букву о написали вместе на строке с буквой ф?

– Напишите букву о синим цветом на строке, букву ф – зелёным.

– Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?


ΙΙΙ. Применение нового знания.

1. Чтение слогов (с. 140).

– Прочитайте слоги шепотом, медленно.

– Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цвет­ным карандашом.

– В каких словах встретятся эти слоги?

– В чём различие слогов верхней и нижней строчки?

– Какой согласный во всех слогах второй строчки? Почему?

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

2. Работа в прописи.

Чтение и запись слогов по письменному образцу (гласные и согласные разными цветами).

– Обозначьте звуки точками.

– Назовите слова, где встречаются эти слоги.

3. Физкультминутка. Игра « Кто внимательный?».

На доске – картинки (Слон, воробей, енот, тигр, ослик, филин, облако, рысь).

– По первым звукам названий предметов прочитайте слово. Что получилось? (Светофор).

– Послушайте стихотворение про светофор:

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофёра:

Красный свет - проезда нет,

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати!

Учитель показывает детям поочерёдно то красный, то жёлтый, то зелёный сигнал светофора. Красный свет – все сидят, жёлтый – встают, зелёный – бегут на месте, «руля» вправо и влево.

4. Чтение слов (с. 140, 1 – 2 строки).

– Просмотрите слова на этой странице.

– Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

– Прочитайте слова про себя.

– Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

– Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

– Где ещё это слово мы употребляем? (В мате­матике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

– Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)

– Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает).

– Это слово имеет несколько значений.

Фыркать – это значит:

– с шумом выпускать воздух из ноздрей;

– смеяться, производя звук носом, губами;

– сердиться, выражать недовольство.

– Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.)

– Найдите слово, называющее маленький фонарь.

– Как образова­лось это слово? (С помощью суффикса -ик-).

– Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.)

– Какое соединение с буквой Ф встретилось? (иф.)

– Какие ещё значения этого слова вы знаете?

– длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны;

– печать и оттиск с изображением подписи;

– в антич­ной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.

– Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

– Выде­лите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

– Составьте предложения с этими словами.

– Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)

– Прочитайте, как называется приспособление для передачи зву­ков по проводам. (Телефон.)

– В словах первого и второго столбиков выделите соответствующими цветами звуки, которые обозначает на письме буква Ф.

5. Проверка с самооценкой.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Почему?

– Отметь в дневнике.

– Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

6. Чтение слов (с. 140, 3 строка).

1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. Прочитайте его.

– Сколько слогов в этих словах? Почему?

– Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)

– Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

– Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими перед­ними полами.)

– Обозначьте цветным карандашом первый звук во всех словах.

– Со­ставьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)

– Что указывает на мягкость предшествующего согласного?

– Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

– Как выглядят эти цветы?

– Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного со­стязания.)

– Прочитайте последнее слово. (Факел.)

– Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

– Для чего и где исполь­зуют факел? (Светильник на рукоятке.)

3) – Прочитайте слова последнего столбика. Есть ли у этих слов что-то общее?

– Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

– А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцвет­ные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на празд­никах.)

– Что особенного в написании этого слова? Подчеркните.

– Какие соединения с буквой Ф встретились в словах этого столбика?

– Что интересного заметили? (Как пишется? А как слышится?)

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией

7. Работа в прописи (с. 28).

1) – Рассмотрите картинки. Есть ли слова со звуками [ф] и [ф’] на маленькой картинке?

– Почему картинка такая маленькая? Что это? (Марка.)

– А для чего нужны марки?

– Составим рассказа по картинке (устно.)

2) – Из слов, которые я вам сейчас продиктую, запишите только слоги, в которых есть буква ф и звуки [ф], [ф’]. (Фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура).

– Сколько звуков [ф], а сколько [ф’] встретилось в слогах?

– Что указывает на твёрдость, а что указывает на мягкость со­гласного?

– Назовите гласные звуки в каждом слове. Отметьте их красной точкой.

– Что мы сейчас делали? (Называли слова, составляли рассказ по картинке, записывали слоги.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

3) – Прочитайте слова под картинкой.

– Что заметили в словах 1-го столбика? (Оглушение согласного зву­ка [в].)

– Девочки прочитают слова орфографически, а мальчики орфоэпи­чески.

– Догадались, кого так крепко берёт за руку звук [в]? (Звук [ф].)

– Почему? (Они ходят часто парой, так как это парные согласные.)

– Дорисуйте и раскрасьте «звуковички».

– Запишите слова улов, боров, травка.

– Подчеркните буквы гласных и парных согласных звуков.

4) Запишите слова с печатного образца.

5) – Что мы сейчас делали? (Записывали слова.)

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

8. Чтение слов и предложений (с. 140).

1) Чтение однокоренных слов с корнем - фото -. – Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

Фотография – изображение предметов на чувствительной плен­ке;

– снимок – изображение, полученное таким способом;

– учреж­дение, мастерская для съемок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии.

Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека.

– Выделите корень.

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем – флаг -.

– Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню по­лотнище.)

– Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффик­са -ок-. Флажок.)

– Что такое флагшток? (Шест для флага.)

– Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.)

3) – Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

– Соответствует ли предложение картинкам?

– Сколько частей в предложении?

– Как догадались?

– Какие слова записаны с большой буквы? Почему?

– Выделите заглавные буквы.

– Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.)

– Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

– Что нового для себя открыли?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

9. Работа в прописи (с. 29). Списывание предложения с печатного образца.

10. Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).

1) – Прочитайте заглавие.

– А кем может работать папа?

– Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которо­го мы будем читать текст?

2) Прочитайте текст самостоятельно.

– Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

3) Чтение вслух.

– Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

– Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, жен­щин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)

– Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях.

– А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

– Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)

– А чем увлекается Саша Ефимов?

– А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

– Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

3) – Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подо­брать? («Любимая профессия семьи Ефимовых», «О профессии фотокорреспондента», «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент»).

ΙV. Итог.

– Что нового узнали?

– Какие уже известные нам знания повторили?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?


V. Домашнее задание.

– Прочитать текст на с. 141, нарисовать профессию своего папы или дедушки, что­бы другие ребята угадали, какая у них профессия.

Папина профессия.


Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)

Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по все­му миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и жи­вотные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотны­ми домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!)

Многие работы Андрея Ефимова были представлены на меж­дународной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)

Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фло­мастерами.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!