Отгадайте загадки
- 1.Если б не было его, не сказал бы ничего.
- 2.Черные птички на каждой страничке,
Молчат, ожидают, кто их прочитает.
Комментированное письмо
- 1.Если б (не) было е…о, (не) сказал бы ничего.
- 2.Ч…рныептич…ки (на) каждой стр…нич…ке,
- М…лчат, ожидают, кто их пр…ч...тает.
- Отгадай и спишите загадки, вставляя пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Шестое Сентября. Звуки и буквы. Произношение и правописание.
Разминка. «Закончи фразу»
- Звуки мы …, а буквы ….
- Букв в русском языке …, а звуков….
Разминка. «Закончи фразу»
Все звуки речи делятся на … и ….
- Не обозначают звуков буквы …..
- Согласные звуки делятся на … и … , … и … .
Пишутся = произносятся
Пишутся = произносятся
птичка вода пруд луг собака
Прут облако карета морж
Разминка. «Закончи фразу»
- Мягкость согласных обозначается …, а также буквами ….
- Буквы е, е, ю, я обозначают два звука в следующих случаях : … .
Угадай слово
Сердце, боец, пьеса, варежка, юбка, пение
Один звук
Два звука
ПОСЛЕ СОГЛАСНОГО
В начале
После Ь, Ъ
После согласной
Игра «Рассели «жильцов»
Слова вьюга , ёж , баян, морковь , сшить , семья рассели в домики
- В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
- Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
- В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
Игра «Найди третье лишнее».
- Съехать, съесть, сесть.
- Объехать, обещать, объединить.
- Семья, скамья, семя.
- Подъём, съёмка, льёт.
- Заяц, берёза, клюют.
- Яхта, мясо, судья.
Определительный диктант.
Запишите слова и расставьте в них ударение.
Баловать, договор, документы, звонит, каталог, квартал, красивее, свекла, столяр, торты, щавель.
Определительный диктант.
БаловАть, договОр, докумЕнты, звонИт, каталОг, квартАл, красИвее, свЕкла, столЯр, тОрты, щавЕль.
Итоги урока
- Домашнее задание:
- Придумать слова с е, ю, я и сделать их транскрипцию (см. словарь)
Выборочное списывание Расположите слова по алфавиту.
1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.
2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.
Выборочное списывание
1 вариант: Барабанщик, вечный, каменщик, мачта, печник, речка,
2 вариант: Весть, ель, кость, лошадь, песнь, трость,
Игра «Кто быстрее».
Расположите сначала буквы, а потом слова в алфавитном порядке:
ТГАНЕ, ТИВН, ЛЕДО, КЕЖИ, ПОЛУХ, ТОНЗ.
Игра «Кто быстрее».
АГЕНТ, ВИНТ, ДЕЛО, ЕЖИК, ЗОНТ, ЛОПУХ
Орфографическая пятиминутка.
Объясните орфограммы и продолжите ряд.
1.Пч_лы, ш_лк, …, …, …
2.Ш_в, крыж_вник, …, …, ….
1.Ц_кл, лекц_я, …, …, ….
2.Куц_й, огурц_, …, …, …
1.Стрич_, доч_, …, …, ….
2.Могуч_, багаж_, …, …, ….
Работа с текстом.
- Прочитайте текст. Найдите его главную мысль.
- Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает»устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают; при этом страдает звук: его называют буквой. Буква–это фигурная линия, рисунок, а рисунок произнести нельзя.
- (По М.Панову.)
- Объясните постановку тире в первом предложении.
молодцы!