СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки и буквы Р-Л

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки и буквы Р-Л»

Логопедическое занятие "Звуки [р-р'] и [л-л']. Буквы Р-Л"

Цели:

  • (Базовый уровень) ученик научится различать согласные звуки [р-р’] и [л-л’] и буквы Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях.

  • (Повышенный уровень) ученик получит возможность научиться практическим навыкам сравнения звуков [р-р’] [л-л’], опираясь на акустико-артикуляционные характеристики, определять место звука в слове, устанавливать звукобуквенные связи, различать согласные в словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  1. Развивать фонематическое восприятие, навык звукобуквенного анализа.

  2. Активизировать и обогащать словарь детей словами с изучаемыми звуками.

  3. Воспитывать самооценку, познавательный интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

  • индивидуальные тетради,

  • ручки, цветные карандаши,

  • предметные картинки,

  • схема характеристики звука,

  • тарелочки с манной крупой,

  • карточки с буквами,

  • схемы слов,

  • индивидуальные дидактические карточки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика. “Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем”.

Логопед на ушко говорит ребенку, покажи, что делает врач во время осмотра пациента. Ребенок показывает действие, а дети догадываются, к какой профессии относится действия и т.п.

II. Знакомство с темой.

1. Актуализация знаний.

Логопед:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?

Ученик:

- Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).

Логопед:

- Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.

2. Формулирование темы занятия. Целеполагание.

Логопед предъявляет картинки, в названии которых есть звуки занятия:

Лук-люк, раки-реки.

Логопед:

- Назовите 1-е звуки в этих словах. Предположите, Как будет сегодня звучать тема занятия. (Звуки [р- р’], [л-л’]. Буквы Р-Л.)

3. Характеристика звуков.

Логопед:

- Ребята, дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.

Ученик:

- Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.

- Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердыми мягким, кончик языка поднимается вверх; при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.

4. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

- Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем 
Мы капусту жмем, жмем

5. Связь звука с буквой

Логопед дает дальнейшее задание. Пропишите буквы занятия в воздухе, на тарелочке с манной крупой и в тетради.

6. Чистоговорки.

Логопед:

- Четко, повторите за мной,

У Андрюшки три игрушки и большая груша.

С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.

7. Дидактическая игра “Большое ухо”.

У детей на столах карточки с написанными буквами.

Логопед:

- Сейчас я буду произносить слова, а вы, как только услышите, звук [р, р’, л, л’]. Поднимите соответствующую букву.

Лак, лимон, юла, Юля, котел, спасатель.

Рак, рис, барабан, ведро, три, коридор.

8. Звуковой анализ слов

Логопед предъявляет детям картинки: лиса, луна, река, рука.

  • Запишите название предмета

  • Поставьте в слове ударение

  • Обозначьте дугой количество слогов в слове.

  • Обозначьте каждую букву таким цветом, какой звук она в слове обозначает.

  • Сравните количество букв и звуков в слове.

9. Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

10. Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.

Логопед:

- Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Логопед:

- Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)

11. Работа со словосочетаниями.

Логопед:

- Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

12. Контроль знаний.

Логопед:

- Распределите слова в соответствии со схемой.

Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.

[р]

[р]

[р]

[р’]

[р’]

[р’]

[л]

[л]

[л]

[л’]

[л’]

[л’]

13. гимнастика для глаз

Логопед:

- Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.

14. Графический диктант

Логопед:

III. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?

- Список литературы:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение 1991г.

  2. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

  3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: “Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС”, 1998г.

Интернет ресурсы:

  1. http://nachalnyclass.ucoz.ru/index/z













































Задание 1. Вставить пропущенные буквы.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Кислый

Пила

Красный

Лимон

Горький

Помидор

Соленый

Огурец

Сладкий

Перец

Острая

Торт

Задание 2. Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.





Задание 1. Вставить пропущенные буквы.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Кислый

Пила

Красный

Лимон

Горький

Помидор

Соленый

Огурец

Сладкий

Перец

Острая

Торт

Задание 2. Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.









Задание 1. Вставить пропущенные буквы.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Кислый

Пила

Красный

Лимон

Горький

Помидор

Соленый

Огурец

Сладкий

Перец

Острая

Торт

Задание 2. Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.





Задание 1. Вставить пропущенные буквы.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Кислый

Пила

Красный

Лимон

Горький

Помидор

Соленый

Огурец

Сладкий

Перец

Острая

Торт

Задание 2. Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.





Задание 1. Вставить пропущенные буквы.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Кислый

Пила

Красный

Лимон

Горький

Помидор

Соленый

Огурец

Сладкий

Перец

Острая

Торт

Задание 2. Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.









Задание 1. Вставить пропущенные буквы.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Кислый

Пила

Красный

Лимон

Горький

Помидор

Соленый

Огурец

Сладкий

Перец

Острая

Торт

Задание 2. Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!