СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м-пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок обучение грамоте разработан для учащихся 1-х классов.

Ц е л и : познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Просмотр содержимого документа
«ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м-пнш 1 класс»

Тема: ЗВУКИ [м], [м’], БУКВЫ М, м

Ц е л и : познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков

[м], [м’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить

акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе

двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение

читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять

прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический

слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно

представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру

учебного труда.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать усваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль.

Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

О б о р у д о в а н и е : шаблоны для схем предложений (прямоугольники и треугольники); стихи

про букву «м»; элементы-шаблоны.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как мычит корова? (Му-у-у…)

И г р а «Доскажи фразу».

– Конь ржет, а корова … (мычит).

– Собака лает, а кошка … (мяучит).

– Луна светит, а звезды … (мерцают).

– Какие звуки мы будем изучать сегодня? (Звуки [м], [м’].)

– Сегодня на уроке мы будем учиться читать слоги и слова с буквой «м».

Учитель читает шуточное стихотворение.

ЗАПУТАЛИСЬ

– Смотрите – буква!.. Вот те на:

Не в книжке – на дорожке!

Как называется она,

Похожая на рожки?

Ученый пес, бык и коза

Таращат на нее глаза…

Коза – прикинула в уме,

Сказала:

– Это буква «ме».

Бык возразил:

– Не «ме», а «му»,

Я лучше знаю, что к чему!

А пес воскликнул:

– Полно вам,

Не спорьте, это буква «ам»!

– Нет, «му»!

– Нет, «ме»!

– Нет, «ам»!

Ам! Ам!

Такой поднялся тарарам,

Такой ужасный шум и крик!..

Запутались совсемУченый пес, коза и бык,

Увидев букву «м»…

А. Шибаев

– Сегодня будем читать слова с буквой «м».

III. «Чтение» одноуровневых моделей слов.

– Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто нарисован на первой картинке? (Сом.)

– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

– Произнесите последний звук в слове «сом». (Звук [м].)

– Кто нарисован на второй картинке? Мальчик «мал».

– Что ищет маленький мальчик?

Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «мал» и «мяч».

– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните

данные звуки. (В слове «мал» – звонкий твердый согласный звук [м], а в слове «мяч» –

звонкий мягкий согласный звук – [м’]).

IV. Конструирование большой и малой букв М, м.

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М!

Г. Ванюхина

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «М», «м».

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит

сконструировать из них буквы «М», «м».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Мы веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эм» и двух звуков [м], [м’].

Буква «эм» обозначает два согласных звука: звонкий твердый звук [м], звонкий мягкий звук [м’].

VI. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? Что делал Миша? (Мыл.)– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

– Что можно сказать про этого мальчика? (Он мил.)

– Прочитайте слово по слогам и орфоэпически.

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «ы» в слове «мыл» указывает, что

предшествующая буква «м» обозначает твердый звук [м], а в слове «мил» буква «и» определяет

произношение мягкого звука [м’]. Безударная буква обозначается условным символом – кружок,

так как произносится ускоренно).

Аналогично учащиеся читают и анализируют слова Маша и Миша.

VII. Задания по развитию речи.

– Составьте предложения по данным в учебнике иллюстрациям. Запишите схемы-модели

предложений.

У Маши мишка.

У Миши машинка.

Маша играет с игрушечным медведем.

– Укажите слово-помощник, слова-предметы, слово-признак и слово-действие.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

VIII. Задания на развитие внимания.

1. И г р а «Кто это?».

Гуляло по лесу Большое-лохматое.

Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое-лохматое.

Жара его разморила, в речку загнала.

Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет – карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое-лохматое.

Далеко оно уже – на пасеке.

Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

А пчелы вокруг вьются, жужжат: «Кто это? Кто это?»

А ты догадался, кто это? (Медведь.)

Далее учащиеся выкладывают звукобуквенную схему слова «медведь», используя фишки.

2. И г р а «Камень – вата».

– Поднимите синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышите твердый

согласный [м]. Зеленую карточку покажите, если услышите мягкий звук [м’].

На полу скребется мышка. – [м]

Спит в берлоге бурый мишка. – [м’]

Этот мишка очень мил, – [м’]Только лапы он не мыл. – [м]

Убежала в норку мышка. – [м]

Спать залег в берлогу мишка. – [м’]

Мальчик мал, но очень мил. – [м’]

Он водичкой ручки мыл. – [м]

3. И г р а «Кто больше запомнит слов из текста?».

Манит московское метро. Матовый мрамор. Многоцветные мозаики. Молочное мерцание.

Молнией мчится метропоезд. Многовагонный, многооконный, многолюдный. Мест много.

Мы молчим. Мелькают мелкие маячки. Мигают. «Маяковская».

Молодец, машинист!

Л. Яхнин

IХ. Итог урока.

– Чему научились сегодня на уроке? – Какие звуки обозначает буква «м»?