МАОУ СШ №51 г. Липецка
Обучение грамоте
1 класс
Тема:
Звуки [н], [н'].
Буква Н, н.
Учитель начальных классов: Семенова Н.Н.
2019 г.
Цели урока: развитие фонематического и речевого слуха; обучение сознательному, правильному слоговому чтению; составление из букв слов; обогащение словаря учащихся; развитие творческих способностей; привитие любви к чтению.
Планируемые результаты:
• дети познакомятся с понятием «согласный звук» и обозначающими их буквами Н, н;
• научатся давать характеристику согласным звукам по звонкости — глухости, мягкости — твёрдости;
• отработают навыки чтения по озвучиванию печатных букв вслух: хором, парами, индивидуально, про себя;
• продолжат учиться составлению предложений;
• познакомятся с историей России.
Ход урока
Включение в учебную деятельность. СЛАЙД 1,2
- За окном такое чудесное осеннее утро, немножко хмурое. Давайте сделаем его чуть-чуть светлее. Подарите улыбки мне, друг другу. А теперь повторяйте за мной: «Мы умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!»
Речевая разминка.
- На уроке обучения грамоте мы с вами изучаем новые звуки, учимся правильно их произносить, учимся красиво говорить, выразительно читать. И чтобы у нас это лучше получалось мы начинаем наш урок с зарядки для языка («цоканье», «конфета» и т.д.)
- Прочитайте, запись: СЛАЙД 3
Нитки иволга несет -
Сарафан себе сошьет.
- Что это записано? (предложение, скороговорка)
- Вдох, а на выдохе произносим скороговорку.
III. Актуализация знаний.
(На доске записана скороговорка. Определите количество слов, выделите основу предложения – 1 ученик. 2 ученика выполняют звукобуквенный разбор слов «усы», «усики»).
– Для чего нужна речь?
– В каких формах существует речь?
– Из чего состоит речь?
– Из чего состоят предложения?
– Из чего состоят слова?
– Из чего состоят слоги?
– А что обозначают буквы?
– На какие группы делятся звуки?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт –
Звук получается гласный.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
– Какую группу звуков мы изучали на предыдущих уроках?
– Почему на ленте букв а, о, ы, у живут на первой строчке, а и на второй?
– Сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Из какой они группы звуков, узнаем на уроке.
Проверка детей, работающих у доски. (оцените свою работу).
IV. Работа по теме урока.
– Прослушайте русскую пословицу. Расскажите, как вы её понимаете:
Велика русская земля, а везде солнышко.
– Как понимаете выражение велика земля? (Большая земля, большие просторы.)
– О какой земле говорится в пословице? (О русской земле, о России, о нашей Родине.)
– Какими словами заканчивается эта русская пословица? (А везде солнышко, на своей Родине в любом её уголке человеку светит одно солнышко, оно согревает всех.)
– Сколько в слове Родина слогов?
– Дайте характеристику последнему слогу.
– С каким новым звуком мы познакомились?
СЛАЙД 4
– Кто изображён на картинке в азбуке на с.40? (Русский богатырь.)
– Что он делает? (Запряг Змея Горыныча, который символизирует зло, пахать землю, чтобы не приносил вред Змей Горыныч простым людям.)
– Опишите этого богатыря.
– Каких ещё богатырей вы знаете?
– Что общего у них всех?
СЛАЙД 5
– Прочитайте пословицу на с. 40. Объясните, как вы понимаете её смысл.
– Сколько в слове лень слогов?
– Дайте характеристику последнему звуку.
– С каким новым звуком мы познакомились?
– Посмотрите, что не хватает на доске? (ТЕМЫ УРОКА) СЛАЙД 6
– Звуки [н], [н'] на письме обозначаются буквой Н,н.
Продемонстрировать букву. СЛАЙД 7
– На что похожа буква Н? СЛАЙД 8,9
СЛАЙД 10
– Теперь прочитайте стихотворение Ивана Никитина «Русь» (с. 40).
– О чём это стихотворение?
– Найдите и посчитайте в стихотворении букву Н.
– Прочитайте пословицы на с. 40. Объясните, как вы их понимаете.
ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ
V. Физкультминутка.
Мы читали, мы читали
И немножечко устали. Встали!
Ножками потопали, ручками похлопали.
Потянулись. Выше, выше!
Опустились. Тише, тише.
Игра на внимание.
- Ребята, если я скажу слово с мягким согласным звуком [з’], встанут девочки, а если с твёрдым – мальчики. Готовы? Поехали!
НОГИ, НИТКИ, СОСНА, ЗИНА, ОСИНА, ЗЕЛЕНЬ, ДИВАН, ОСЕНЬ
VI. Продолжение работы по теме урока.
– С какой буквой мы познакомились?
ВКЛЮЧИТЬ ДОСКУ
– Какие звуки на письме обозначаются буквой Н? СЛАЙД 11
– Прочитайте слоги с буквой н на с.41. СЛАЙД 12
– Кого вы видите на картинке? СЛАЙД 13
– Как играют дети? Дайте им имена со звуком [н].
– Составьте 2-3 предложения к картинке.
– Как кричит мальчик? Прочитайте! Как слышится новый звук?
– Прочитайте подпись под этой иллюстрацией (с. 41). (Но! Но! Но!)
– Что вы прочитали?
– Что стоит в конце этого предложения?
– Какие знаки могут ещё стоять в конце предложения?
– Прочитайте слово НО наоборот.
– Какие предметы мы можем заменить словом ОН?
Работа со словами на с.42. СЛАЙД 14, 15, 16, 17, 18
ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ
– Прочитайте предложения. Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
– Прочитайте имена девочек.
– Какие ещё слова мы будем писать с большой буквы?
VII. Подведение итогов.
- Ну что же. Вот наш урок и подошёл к концу.
- Понравился он вам? Чем?
- Кому было трудно работать на уроке? Почему?
- А кто слушал внимательно, отвечал на все вопросы правильно, читал выразительно и заработал жёлтый смайлик?
- Что же нового, интересного вы узнали на уроке?
- Чему могли бы научить других? Я ЗНАЮ… Я МОГУ…
- Ребята, я хочу, чтобы вы дома вспомнили свою любимую сказку «Заюшкина избушка» и завтра на уроке нам её рассказали. Договорились?
- Урок окончен.
8