СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуки окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Звуки окружающего мира.»


«Звуки вокруг нас»


Цель: Познакомить детей с шумовыми и музыкальными звуками, научить их слушать, различать и находить в окружающем мире.

Под спокойную музыку дети входят в зал и занимают места.

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в   волшебный мир звуков. Начнём  занятие с весёлой зарядки.

             

              Мы ребятки дружно вместе

               Совершим бег на месте,

               Если в сердце не покой,

               Громко топнули ногой,

               И другой!

               А теперь мои хороши,

               Громко хлопаем в ладоши,

               Вы улыбками со всеми поделитесь

                И садитесь.

(дети выполняют все движения и садятся)

Учитель:  Ребята, что мы сейчас делали?

Дети: топали, хлопали, шумели.

Учитель: Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

       Дети затрудняются

Учитель:  Они называются шумы. Повторим дружно хором - шумы.

        (дети повторяют)

Учитель: Давайте минутку помолчим и прислушаемся к миру вокруг нас. Как вы думаете, этот мир молчаливый? Или нет?

             (дети слушают, потом отвечают)

Учитель: И так, что вы услышали?

Дети: Шаги и речь, шум машины, скрип дверей, радио ит.д.

Учитель: Мы всё время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас – звучащий. А какие шумы можно услышать дома?

Дети: Звук льющёйся из крана воды, плач ребёнка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, звук телевизора ит.д.

Учитель: А на улице?

Дети: Шум транспорта, разговоры и смех людей, шум летящего самолета, звук распиливания дров и т.д.

Учитель:  Правильно, все это – шумы. А теперь поиграем: Я буду включать шумы, а вы их угадывать (использую диск «Звуки окружающего мира»).

Учитель: А теперь закройте глаза и послушайте следующий шум (включается  фонограмма «шум грозы», чтение стихотворения А.Фета.  «Люблю грозу в начале мая», показ иллюстраций весенней природы).

           Как вы думаете можно ли шум грозы дождя отнести к шумам?

          Дети затрудняются ответить.

Учитель:  Оказывается, не совсем! Всё это голоса природы. Какие голоса природы вы можете назвать в поле?

Дети: Пение жаворонка, шум колосьев на ветру ит.д.

Учитель: На море?

Дети: Плеск воды, крик чаек, шум бури, шторм.

Учитель:  В саду?

Дети: Пение птиц, шелест листьев.

Учитель:  В зимнем лесу?

Дети: Вой метели, треск бурелома, свист ветра.

Учитель:  Если все звуки разделить по временам года, то получится: зимние, весенние, летние, осенние. Поиграем в игру, я включаю голоса природы, вы должны их  отгадать

           ( диск «Звуки окружающего мира»).

Учитель:  сейчас мы с вами совершим чудесное путешествие в сказочный летний лес. Закроем глаза, ощутим под ногами мягкую траву, услышим шум деревьев на ветру.

           (дети закрывают глаза, включается фонограмма «Звуки летнего леса»).

Учитель:  Что так приятно нашему уху?

Дети: Щебетанье птиц.

Учитель:Да, это поют, заливаются на разные голоса веселые птицы. Щебетание птиц – это голоса природы. Теперь послушайте ещё один отрывок, он называется «Птичка»

           (включение фонограммы пьесы В.Рябикова «Птичка» фортепьяно).

          после прослушивания

Учитель: Эти звуки можно отнести к голосам природы?

Дети: Нет.

Учитель: Они прозвучали на музыкальном инструменте. На каком?

Дети: Фортепьяно.

Учитель: Звуки прозвучавшие на музыкальном инструменте называются музыкальными.

Ребёнок: Все на свете дети знают,

                Звуки разные бывают.

                Журавлей прощальный клекот,

                Самолёта громкий рокот,

                 гул машины во дворе.

                 Стук колёс  и шум стакана,

                  тихий шелест ветерка.

                  Это звуки – шумовые,

                  Только есть ещё другие:

                  не шуршание, не стуки

                 Музыкальные есть звуки.

               

Учитель:  К музыкальным звукам относятся: пение человека и игра на разных инструментах (фортепьяно, виолончель, гитара, аккордеон,  гусли, колокола и т.д.), а шумы и голоса природы являются музыкальными.

Все хором повторяют слова: музыкальные и немузыкальные звуки.

Учитель:  Послушайте пьесу еще раз и попробуйте изобразить птичек.

Звучит пьеса дети в шапочках-ободках, изображают птичек – прыгают на носочках, машут руками, как крылышками.

Учитель:  Почему вы легко, весело прыгали?

Ответы детей.

Учитель: Да, потому что музыка была лёгкая, быстрая, веселая, как будто птичка прыгает с ветки на ветку. Звуки были высокие, средние или низкие?

Дети: Высокие.

Учитель:А кто ещё живёт в чаще лесной? Отгадайте загадку:

         Косолапые ноги

         Зиму спит в берлоге,

         догадайся, ответь

         Это кто?

Дети: Медведь.

Учитель:Послушайте музыкальный отрывок. Кого он изображает:    птичку или медведя и почему?

Звучит пьеса В.Рябикова «Медведь»- фортепьяно.

Дети: Медведь.

Учитель:  А как вы догадались?

Дети: Музыка звучит медленно, тяжело.

Учитель: А как ревёт медведь?

Дети: Низким голосом.

Учитель: Да, медведь тяжело переваливается, низким голосом ревёт, и звуки на фортепьяно – тоже низкие.

         А как говорит человек?

Дети затрудняются.

Учитель: Человек говорит в среднем диапазоне. Это средние звуки.

         А сейчас, все повторим.

         Какие бывают звуки?

Дети: Немузыкальные: (шумы, голоса природы).

Учитель: И ещё какие?

Дети: Музыкальные: (игра на музыкальных инструментах, пение человека).

Учитель:  Какими бывают музыкальные звуки?

Дети: Высокие, средние, низкие.

Учитель: Сейчас проведём небольшую викторину. Я буду называть звуки, а вы их относить к музыкальным или немузыкальным.

Итак:

Пение мальчиков?                              (музыкальные).

Скрип двери?                                       (немузыкальные).

Звучание женского хора?                    (музыкальные).

Шум моря?                                            (немузыкальные).

Подметание пола щёткой?                   (немузыкальные).

Стук мяча?                                             (немузыкальные).

Игра на скрипке?                                   (музыкальные).

Шум трактора?                                       (немузыкальные).

Звучание симфонического оркестра?   (музыкальные).

Игра на фортепьяно?                               (музыкальные).

Учитель: Теперь вы знаете, какие звуки окружают нас, слушайте дома различные звуки, можете их зарисовать в своих альбомах.

         До новых встреч!