Коррекционно-образовательная подгрупповая деятельность по теме: «Звуковая культура речи. Звук и буква ж».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- учить детей полно и точно отвечать на вопросы;
- упражнять детей в звукобуквенном анализе слов;
- закреплять навыки правильного произношения звука ж, чтения слогов и чистоговорок.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания;
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие тонких движений пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения;
- воспитание усидчивости.
Оборудование: звуковые схемы, полоски бумаги и прищепки, карточки с зашумленной буквой ж, картинки с изображением жука, цветы картонные с картинками в которых есть звук ж и ш, рабочие тетради, простые карандаши, ручки, красные и синие карандаши, по шесть счетных палочек на каждого ребенка, большая картина
«Птицы на дереве», зеркала.
Ход.
1 Прочесть чистоговорку: «Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет».
- Какой звук встречается чаще других? Да. Вы уже догадались, что сегодня к нам в гости придет звук ж.
- Вы уже знаете, чтобы четко и правильно произносить звуки, нужно делать артикуляционные упражнения. Давайте вспомним эти упражнения.
2 Артикуляционные упражнения для произношения звука ж перед зеркалом: «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Маляр», «Грибок», «Качели», «Дудочка».
Закрепление звука ж в чистоговорках.
Жа-жа-жа жили-были два ежа
Жу-жу-жу на двоих ежей гляжу
Жу-жу-жу ближе - ближе подхожу
Же-же-же вижу желудь на еже
Жи-жи-жи ежик желудь покажи
Жа-жа-жа испугали мы ежа
Жи-жи-жи убежали прочь ежи
3 –Звук ж, какой он? – согласный, твердый, звонкий. Почему этот звук согласный? – он не поется и на пути воздушной струи есть преграда: язык и верхние зубы.
Почему этот звук звонкий? Игра «Наушники».
- Наденем «наушники» (закрыть уши руками), и произнесем звук ж, слышите шум в наушниках? – да, значит мы правильно определили – звук ж звонкий.
4 – Мы с вами произносим слоги, слова со звуком ж, а мы можем увидеть звуки? Нет. Мы видим и пишем буквы. Какой буквой обозначается звук ж на письме? Давайте превратим звук ж в букву ж.
Платье звуку надеваем.
Звук мы в букву превращаем.
Составление буквы ж из счетных палочек.
5 Упражнение «Найди букву». Детям предлагается найти зашумованную букву ж .
6 Игра «Прищепки». Определение места звука в слове – начало, середина, конец слова. Прищепка на полоску ставится в зависимости от этого положения.
7 Логопедическая зарядка «Ежик» – согласование речи с движением.
Еж готовится к рекордам маршировать с высоким подниманием
Будем заниматься спортом колен
Ежик лапки напрягает с напряжением поднять
Штангу кверху поднимает руки
1 2 3 4 5 можно штангу опускать опустить
Ежик низко приседает присесть
И по камушкам шагает шагать по камушкам
Возвращается обратно вдох, выдох
Расслабление приятно.
8 Работа со схемой слова. Задание: придумать слова со звуком ж по данной схеме. Слова – морж, кожа, лужа, жаба. Последнее слово жаба предложить написать в тетрадях, поставить ударение, красным карандашом отметить гласные звуки в этом слове, синим – согласные.
Звуковой анализ слова жаба.
1з. – ж – согласный, звонкий, твердый.
2з. – а – гласный, ударный.
3з. – б – согласный, звонкий, твердый.
4з. – а – гласный, безударный.
9 Игра «Птицы на дереве». Из всех птиц выбрать только тех, в названии которых есть звук ж: стриж, журавль, жаворонок. Предложить посчитать их. Шесть стрижей, пять журавлей, три жаворонка.
10 Развитие фонематического восприятия. Задание: когда услышите в рассказе звук ж поднимите карточки с изображением жука.
Жук и сороконожка.
Как-то утром на лесной дорожке жук увидел знакомую сороконожку. Сороконожка была в желтой шляпе. «Как она хороша»! – подумал жук. Подойдя к сороконожке, вежливый жук приподнял свою шляпу. Сороконожка тоже была вежливой. Она подала ему свои лапки для пожатия и прошептала «Доброе утро,
милый жук!» Лапок было так много, что последнюю жук пожал уже ближе к ужину.
11 Игра «Жук и цветы». На «поляне» разложены цветы, с картинками внутри. Жук сядет только на ту картинку, в названии которой есть звук ж. картинки: жук, еж, жираф, жаба, желудь, морж, крыжовник, каштан, шапка, щетка, шишка, карандаш, груша.
12 Подведение итогов. Вопросы к детям: «Что вызвало наибольшие затруднения?» «Что понравилось больше всего»?