СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звуковые домики

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическое пособие «Звуковые домики» было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи, но и позволяет логопеду повышать мотивацию к логопедическим занятиям, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Звуковые домики»



Областной конкурс
«Лучшие педагогические практики
инклюзивного образования детей дошкольного возраста»








Авторская дидактическая разработка

по инклюзивному образованию детей дошкольного возраста



Денисова Виктория Александровна

Учитель-логопед


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад № 4)







«Звуковые домики»











2022 год

Пояснительная записка

Актуальность

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов от современного учителя-логопеда требуется решение сложных задач, поиска новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей. Ежегодное обследование речевого развития воспитанников в детском саду показывает увеличение количества дошкольников с речевой патологией, в том числе воспитанников с ОВЗ. Материал этим детям усваивать сложнее, времени на отработку материала требуется больше. Нарушение моторики; наличие парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности требуют серьезного коррекционного воздействия.

Чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, я выбрала нестандартный подход. Считается, что лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он сделал своими руками. Поэтому я выбрала практический материал в виде нетрадиционной логопедической технологии – пластилинотерапии и моделированию. Дидактическое пособие «Звуковые домики» было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Помогает не только пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи, но и позволяет логопеду повышать мотивацию к логопедическим занятиям, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Цель: повысить эффективность коррекционных занятий у воспитанников с ОВЗ с помощью использования нетрадиционных техник: пластилинотерапии и моделирования.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- учить детей правильно произносить звуки; характеризовать артикуляционные уклады, используя объемные модели;

- познакомить с артикуляционными признаками звуков:

  • положение губ

  • положение языка

  • характер воздушной струи

  1. Коррекционно-развивающие:

- подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков, к выполнению упражнений на развитие мышц языка;

-применять пластилинотерапию как элемент подготовительной работы при постановке звуков;

-создать зрительный образ язычка своими руками;

-использовать детские аппликационные слепки как обучающее пособие, учить сравнивать форму языка с образом предмета;

-развивать речевую и мелкую моторику.

3. Коррекционно-воспитательные:

- повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;

-воспитывать аккуратность и развивать творческое воображение.

Целевая аудитория: пособие «Звуковые домики» можно использовать на индивидуальных, подгрупповых логопедических занятиях с детьми с 4 до 7 лет.

Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:

  1. Насыщенность – наличие игровых вспомогательных элементов для лучшей усвояемости материала.

  2. Вариативность – наличие разнообразных материалов, их сменяемость и появление новых предметов

  3. Трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи.

  4. Доступность.

  5. Безопасность.



Научные подходы к разработке дидактического пособия.

Ощущение и восприятие – первая ступень в познании мира. Речевое развитие происходит в тесном единстве с работой органов чувств. Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Иван Михайлович Сеченов отмечал, что телесную форму предмета руки определяют иначе, чем глаза, потому что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, скрытым от глаз.

При работе с пластилином развивается мелкая моторика рук, что способствует умственному развитию, становлению речи. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал ещё Аристотель.

В разработке я так же использовала приём моделирования. Моделирование – это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов), для решения различных задач и получения новой информации. Следовательно, модель – некий объект, использование которого служит для получения знаний о другом объекте (оригинале). В современной дидактической литературе распространено представление о моделировании как об одном из методов обучения, хотя, как научный метод моделирование известно, очень давно. В.А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью её более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений». В.В. Краевский определяет модель как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования».

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Дети должны принимать в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения – овладение системой умственных действий в процессе интериоризации.


Планируемые результаты.

В ходе использования пособия «Звуковые домики» воспитанники с ОВЗ приобретут следующие умения и навыки:

- сформируется представление об артикуляционных укладах и умение их охарактеризовать с использованием объёмной модели;

- будут различать артикуляционные признаки звуков: положение губ, положение языка, характер воздушной струи;

- улучшится состояние мелкой и речевой моторики;

- артикуляционный аппарат подготовится для постановки звуков, к выполнению упражнений на развитие мышц языка;

- повысится речевая активность и творческое воображение.

Содержание.

На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета.

Твердый комок пластилина сравнивается со спастичным «непослушным» языком. При разминании пластилина руками передаются его тепло и мягкость; эти ощущения переходят к мышцам языка (расслабление, подготовка к выполнению упражнений на развитие мышц артикуляционного аппарата).

На пластилиновом язычке можно передать форму и положение языка, его динамику.

  1. Форма языка:

«горка» или «чашечка»

Узкий язычок – « иголочка» или широкий язычок – «лопаточка».

  1. Положение языка:

вверх, вниз.

  1. Динамика языка:

  • как формируются боковые края язычка;

  • как углубляется средняя часть спинки язычка или выгибается «горкой»

  • как формируется узкий и широкий язычок

  • как язычок упирается, отталкивается

Дети тактильно чувствуют эти изменения. В данном случае для наглядности используют объемные предметы, а не иллюстрированный материал. Для ребенка с речевыми проблемами это имеет огромное значение. Изготовленные руками дошкольников слепки применяются на занятиях. В язычок – «чашечку наливают капельку воды, объясняя, что положение языка нужно удержать. Дети видят, как при изменении формы языка капелька растекается, им не нравится «кривая» капелька в неаккуратно слепленном язычке.

«Звуковой домик».

Это пособие, позволяющее формировать осознанное произношение звуков. На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета и формирование кинестетических ощущений.

Данное пособие представляет коробку с крышкой, которая открывается «книжкой». В «Звуковом домике» четыре окошка:

  1. объемные губы;

  2. объемный язычок;

  3. трейнер – модель для выработки воздушной струи;

  4. игрушка- символ звука.

Губы и язычок розового цвета вылеплены из пластилина. Трейнер- бумажная модель; представляет собой полую конструкцию, состоящую из двух частей:

  • нижняя часть модели –это бумажная деталь белого цвета, которая повторяет форму челюсти ребенка; на ней по ободку намечены черточками зубы;

  • верхняя часть модели – бумажная деталь розового цвета, которая повторяет форму язычка согласно артикуляционным признакам звуков. Соответственно, используя модель, необходимо учитывать месторасположение язычка: если он находится за нижними зубами, держать объемную модель вверх розовой частью; если за верхними зубами – держать объемную модель розовой частью вниз. К язычку крепятся полоска бумажной салфетки или отрезок нити для вязания:

- розового цвета –теплая воздушная струя;

- голубого цвета – холодная воздушная струя.

Две детали соединены друг с другом по определенным правилам, соответствующим артикуляционным признакам звуков.

Четвертое окошко занимает игрушка, которая соотносится с данным звуком.

Звуковые домики для звуков [С], [Ш], [Р], [Л], были созданы с ноября по февраль и апробированы на занятиях.

НОЯБРЬ

Звуки

[С]-[С`]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Изготовление моделей язычка и губ из пластилина. Изготовление бумажной модели (трейнера) для выработки воздушной струи. Определение в словах первого согласного звука. Звуковой анализ и синтез слогов. Упражнение в словообразовании. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком

Звуки

[C]-[C`]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой анализ слов. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Слоговой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Составление простых предложений с заданными словами.

ДЕКАБРЬ

Звук [Ш]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звука. Изготовление моделей язычка и губ из пластилина. Изготовление бумажной модели (трейнера) для выработки воздушной струи. Определение позиции звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в двухсложных словах.

Звук [Ш]

Определение позиции согласного звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение позиции гласного в трехсложных словах. Слоговой анализ слов со стечением согласных.

Звуки

[С]-[Ш]

Сравнение слов по звуковому составу. Определение в словах заданного согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Звуковой анализ слов. Слоговой анализ слов. Упражнение в словоизменении. Упражнение в составлении предложения с заданным словом.

Звуки

[С]-[Ш]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Анализ и синтез слов. Сравнение слов по звуковому составу. Определение положения согласных в двухсложных словах со стечением согласных. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в составлении предложения с подходящими по смыслу словами

ЯНВАРЬ

Звуки

[Л]- [Л`]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Изготовление моделей язычка и губ из пластилина. Изготовление бумажной модели (трейнера) для выработки воздушной струи. Определение позиции согласного звука в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком.

ФЕВРАЛЬ

Звуки

[Р]- [Р`]

Уточнение артикуляции и акустических признаков звуков. Изготовление моделей язычка и губ из пластилина. Изготовление бумажной модели (трейнера) для выработки воздушной струи. Определение позиции согласного звука в словах разной слоговой структуры. Звуковой анализ и синтез слов. Упражнение в словоизменении. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком.

Звуки

[Р]-[Р`]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Определение в словах позиции заданного согласного звука. Звуковой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Определение мягкости/твёрдости согласного звука. Упражнение в словоизменении. Преобразование слова путём замены одного звука. Слоговой анализ и синтез слов.

Звуки

[Л]-[Р]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Определение в словах позиции заданного звука. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении. Преобразование слова путём замены одного звука. Слоговой анализ и синтез слов. Упражнение в составлении предложения с подходящими по смыслу словами.

Звуки

[Л`]-[Р`]

Дифференциация звуков на слух и в произношении. Определение в словах позиции заданного согласного звука. Звуковой и слоговой анализ слов. Подбор слов с заданным согласным звуком. Упражнение в словоизменении. Упражнение в составлении предложения с заданным словом, используя изученные предлоги.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!