СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место работы

МБОУ ТР Поженская СОШ

Обо мне

 

 

 

Эссе «Я учу детей нового поколения»

Петров Василий Васильевич, учитель биологии,

МБОУ ТР Поженская СОШ

Большинство детей в детстве играют в докторов или учителей. Я в разные периоды своего детства хотел быть космонавтом, геологом или ветеринаром. Космос со временем разлюбил: скучно, маршрут всегда один и тот же, по кольцу. Геология отпугнула в старших классах необходимостью сдавать физику и наличием у меня боязни высоты. Про специфику ветеринарной работы в сельской местности я знал столько, что очередная мечта рассеялась, как дым.

 Учителем не хотел быть никогда.

Так как на селе я родился и вырос, мною была выбрана профессия «агронома». Поступил в Ржевский совхоз-техникум, после его окончания в 1981 году отслужил в армии и вернулся в родные края. О педагогической деятельности не думал и не мечтал. Пока однажды весной 1989 года не встретил директора Поженской школы, который предложил мне работу военного руководителя. Время шло, что я даже не заметил, как стал учителем биологии затем географии и ОБЖ.

И вот уже на дворе шагает 21 век.

 Меняется поколение детей, меняется и школа. Жизнь не стоит на месте. Вместе со школой меняется и учитель. Учить других педагог начинает с себя. Я осваиваю новые технологии, изучаю новые информационные источники. Моя задача быть требовательным в первую очередь к самому себе. Ученики не простят мне плохого знания дела. Я понял, что не надо бояться признавать ошибки, не надо бояться казаться смешным. Нельзя допустить, чтобы дело дошло до неисправимого. Я советую, объясняю, показываю, направляю, импровизирую. Каждое наше занятие – это праздник, поиск и открытие чего-то нового.

Педагог не должен сомневаться в себе: туда ли ведет, правильно ли мыслит. Мы часто ходим с детьми на прогулки и экскурсии. Как здорово вместе кататься с горы на санках и лыжах! Это формирует здоровый образ жизни. Я каждый день кропотливо создаю для своих учеников ситуацию успеха. Главная задача - не добиваться запоминания, а направлять на получение знаний. Часто использую на занятии слова: «Докажи», «А как вы думаете?». Я отхожу от шаблонного урока. Стараюсь на уроках использовать различные технологии и методы. Ведь сегодня ребенок лучше нас ориентируется в сложном информационном поле, и с рождения он владеет навыками работы со сложными современными электронными устройствами. Очень важно научить пользоваться и обращаться за помощью к современным технологиям, но не зависеть от них. Важно научить из потока информации выделять нужную, фильтровать её.

Развитие общества, его стремление к новому – это потрясающе, но выше всего человек должен ценить умение общаться, разговаривать, уважать других, заботиться о них, чтобы не превратиться в робота. Это может привести к полной деградации общества. Качество, которое не перестает считаться ценным, – это человеколюбие. И этому тоже должен учить преподаватель вне зависимости от своего предмета. Хочу научить своих учеников не ждать готовых результатов, а искать и находить самим творческие решения. Моя задача заключается в том, чтобы привить тягу к саморазвитию. Подводя итог всему сказанному, хочу процитировать слова Серафима Саровского: «Сей всюду данную тебе пшеницу, сей на благой земле, сей и на песке, сей и на камени, сей при пути, сей и в тернии – все где-нибудь и прозябнет, и плод принесет, хотя и нескоро…»

Есть старая притча: «… Один человек учился у мудрого знахаря искусству врачевания и как-то раз спросил, когда ему будет, наконец, разрешено лечить людей, ведь он уже сейчас многое умеет. Вместо ответа учитель дал ему задание: «Иди и принеси всё то, чем ты будешь лечить». Ученик вернулся через неделю и сказал учителю: « Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной, потому что я не в состоянии принести всё то, что может излечить, так как в природе каждый минерал, каждое растение, каждое животное целебны»- так и в профессии учителя нет мелочей.

Каждая профессия имеет свои особенности. Но все мастера имеют отличительные черты: неординарность личности, стремление изменить мир к лучшему, веру в обучающихся, желание работать много ради идеи, отсутствие страха перед признанием своих ошибок. Именно таким мастером своего дела я вижу современного учителя, который учит детей нового поколения. Но кто же такой этот учитель? Какими качествами он обладает?

Я сравниваю учителя, который учит детей нового поколения с могущественным деревом, которое имеет мощную корневую систему. Глубоко уходящие корни - это вся история педагогики и родословная самого учителя. Корни поменьше - родители, семья, друзья, образование, родители обучающихся, педагогическая философия. Сам учитель - это ствол. Вначале тонкий и гибкий, но с каждым годом увеличивается количество годовых колец - растет профессионализм педагога. Кольца отличаются друг от друга по толщине - какие-то годы более яркие и насыщенные событиями, какие-то время покоя и осмысления. Дерево растет и в вышину (происходит саморазвитие, самосовершенствование, самореализация учителя). И как путнику кажется, что главная часть дерева - крона, и она совершенство, так и обывателю на уроке настоящего мастера кажется, что всего достигли сами ученики. И только ствол знает, какая нелегкая работа - донести питательные вещества от корней до каждой веточки, каждого листика. Крона дерева - это обучающиеся. И чем пышнее крона, тем ярче реализовал себя учитель, создавая ей развивающую, творческую, креативную среду. Разрастается крона, растет и ствол, получая обратно аккумулированную в листьях энергию солнечного света. 

Образование не стоит на месте, оно стремительно развивается, но по-прежнему учитель, который учит детей нового поколения, - это мастер, за ним стоят его обучающиеся. И современное общество выдвигает перед таким учителем новые требования.

Учитель, который учит детей нового поколения – это, прежде всего организатор деятельности на уроке, учитель-исследователь и научный руководитель обучающихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами.

Итак, уже 33 года я работаю учителем биологии и для себя я решил: у меня есть 45 минут урока, и за этот отрезок времени я должен научить детей думать, анализировать, сравнивать, воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. Поэтому свою работу строю так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.

Уже не первый год в 5 классе я работаю по учебнику В.В Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», в котором реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС нового поколения. Конечно, я понимаю, что без глубокого знания своего предмета, владения разнообразными методическими средствами и основательной психолого-педагогической подготовки приступать к новому делу нельзя. Ведь новые образовательные стандарты направлены на то, чтобы не только давать знания, но и формировать у ребенка активное к ним отношение. Я осознаю свою задачу - учить каждого, развивать умение самому добывать нужную информацию, четко ориентируясь в изменчивом окружающем мире и информационном пространстве. Я ищу свою методику, отвечающую моим личностным качествам, поскольку без вживания и сопереживания в этом новом деле я не достигну ничего. На своих уроках я не только, сам увлечённо рассказываю, доказываю, привожу примеры, но и стараюсь делать так, чтобы любой обучающийся мог высказать своё мнение. На моих уроках активно используется технология тестового контроля.

Формировать и развивать универсальные учебные действия для меня — это помочь ребёнку получить целостную картину мира, прежде раздробленную и состоявшую из привычных школьных дисциплин, которые, как куски давно разбитого зеркала, никак не подходили друг к другу. Помогая своим ученикам открывать знания через содержание УМК по биологии в 5 классе к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения», я столкнулся с избыточностью, как мне показалось, знаний по биологии для школьников, однако потом определился в своём отношении к этой проблеме. Уверен, её смогут разрешить те самые УУД — новый социальный опыт в нашем меняющемся мире.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я прихожу к выводу, что сегодня, как никогда, популярны компьютерные технологии, технологии тестового контроля и считаю, что в обучении, им должна, отводится важная роль. Познавая и внедряя в практику эти технологии, я совершенствую своё педагогическое мастерство, и процесс изучения биологии становится интереснее для обучающихся. Применение данных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса.

Однако, отмечая все положительные стороны этих технологий, я бы хотел подчеркнуть, что никакие самые новейшие технологии, не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя.

Но сегодня мало обладать определенной суммой знаний. Выпускник школы должен быть уверенным в себе, быть активной творческой личностью, умеющей ставить перед собой цели и задачи, и неуклонно стремиться к достижению поставленных целей, как бы трудно ни было.

И в одном я убежден - лишь творчески работающий учитель (учитель, который учит детей нового поколения) может воспитать творчески работающего ученика.

Мастерство учителя – это не только научная эрудиция и методическая мудрость педагога, но и тонкое искусство, понимать возрастных особенности обучающихся, их характеров, желание установить тесный контакт со своими «подопечными» – основа подлинно высоких результатов педагогического процесса.

Свою педагогическую миссию я вижу в том, чтобы воспитывать высоконравственную личность со своим индивидуальным пониманием мира и ответственностью перед ним.

Сегодня, возвращаясь к словам К.Д. Ушинского, могу точно сказать: «Я удачно выбрал труд и вложил в него свою душу…», так как состояние постоянного счастья стало неотъемлемой частью моей жизни!

 

 

Размышляя о профессии учителя, я понял, что стать идеальным педагогом очень сложно и практически невозможно, однако стремиться к совершенству нужно обязательно. Такое стремление заставляет непрерывно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, учиться у своих коллег чему-то новому. Мой педагогический путь начался в МБОУ ТР Поженской СОШ в 1989 году и продолжается по сей день. Всего 33 года работы в школе. Это не так много, но этого вполне достаточно, чтобы полюбить свою профессию еще больше, чтобы с уверенностью говорить: «Я – учитель! И я горжусь этим!». В процессе работы с родителями обсуждаю вопросы, связанные с обучением детей, при этом учитываю мнение родителей. Мне нравится организовывать мероприятия и праздники в школе, поэтому являюсь охотно руковожу юнармейским отрядом. Разрабатывая различные сценарии, стараюсь привнести что-то новое, интересное и захватывающее. Помимо основного предмета, веду большую внеурочную деятельность по изучению природы родного края для 5-9 классов. Вообще жизнь педагога считаю очень многогранной и интересной, поэтому стараюсь везде принять участие, помочь коллегам и окружающим. За 33 года получил немало благодарственных писем и наград, а так же почетных грамот.

Обучая детей тому, что умею сам, я выкладываюсь без остатка. Войдя первый раз в школу в роли педагога, я понял, что должен получить как можно больше новых знаний и передать их детям. С тех пор это мое главное педагогическое кредо.

Моё образование

Ржевский совхоз-техникум, 1981 год, Агрономия.

АНО ВО «Московский институт современного академического образования» , 2016 год, учитель биологии

Рейтинг

Баллов: рейтинг478.9 Место: место93774 (Подробнее)

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!