СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: "Устройство ведущих мостов колесных тракторов"
Задний мост тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82, Беларус Л. 82. Механизмы заднего моста расположены в литом чугунном корпусе 3 (рис. 115), закрытом сверху крышкой. К передней, по ходу трактора, стенке прикреплен корпус коробки передач, а к задней — корпус планетарного редуктора 16 вала отбора мощности 17. В боковых стенках болтами прикреплены стаканы 2 подшипников ведомых шестерен 18 конечных передач, кожуха тормозов и рукава задних полуосей 15.
Ведущая шестерня главной передачи 4 посажена на шлицы вторичного вала коробки передач 6 и закреплена гайкой 5, а ведомая шестерня 7 болтами прикреплена к корпусу 8 дифференциала, опирающегося на конические роликовые подшипники 14. В корпусе дифференциала размещена крестовина 9 с тремя сателлитами 10, находящимися в зацеплении с планетарными шестернями 21.
Конечные передачи — цилиндрические одноступенчатые. Каждая из них состоит из ведущей 12 и ведомой 18 шестерен. Ведущие шестерни изготовлены заодно с валами и опираются на цилиндрические роликовые подшипники 13, установленные в стаканах 2. Вал механизма автоматической блокировки дифференциала 1 жестко соединен с крестовиной 9. На концах валов ведущих шестерен конечных передач установлены фрикционная муфта сцепления механизма автоматической блокировки дифференциала 22 и дисковый тормоз 11. Ведомые шестерни конечных передач 18 посажены на шлицы полуосей 15, опирающиеся на шарикоподшипники 19 и 20.
Рис. 115. Задний мост трактора Беларус Л. 82:
блокировки дифференциала
Передний ведущий мост трактора МТЗ-82 (Беларус Л. 82).
Он обеспечивает передачу крутящего момента от раздаточной коробки к передним управляемым колесам. Он состоит из главной передачи, дифференциала и колесных редукторов.
Основу переднего моста составляют корпус и крышка, соединенные болтами и образующие жесткую пустотелую балку, которая при помощи оси качания соединяется с брусом полурамы.
Главная передача — это ведущая коническая шестерня, изготовленная заодно с валом, и ведомая шестерня, соединенная на шлицах с корпусом дифференциала. Ведущий вал-шестерня вращается на двух роликовых подшипниках, установленных в стакане, прикрепленном к корпусу переднего моста.
Дифференциал конический, закрытого типа, повышенного трения. При включении моста оси сателлитов смещаются в противоположные стороны вдоль оси колес и своими буртиками нажимают на чашки и фрикционные диски. Благодаря этому дифференциал блокируется, исключая буксование передних колес.
Колесный редуктор состоит из двух пар конических шестерен: верхней и нижней. Корпуса верхних пар телескопически входят в кожухи корпуса и крышки переднего моста. В корпусе и крышке колесного редуктора на двух конических роликовых подшипниках установлена ведомая шестерня нижней конической пары. Ступица этой шестерни расположена на шлицевом конце приводного вала, к фланцу которого прикреплен диск колеса, а к корпусам редуктора — поворотные рычаги, соединенные с рулевыми тягами. В корпусах колесных редукторов смонтированы пружинные амортизаторы.
Ведущие мосты трактора ЛТ-157. Передний и задний мосты устроены одинаково. Картер представляет собой пустотелую балку, в средней ее части имеется люк, в который вставлены главная передача, представленная на рис. 116) и дифференциал. Корпус главной передачи 8 зафиксирован на картере шрифтами и через прокладку притянут к нему шпильками и гайками.
Рис. 116. Главная передача трактора ЛТ-157:
Передача состоит из ведущей 7 и ведомой 10 конических шестерен. Ведущая шестерня выполнена заодно с валом, который с помощью закрепленного на его шлицах фланца 1 соединен с карданным валом и вращается в подшипниках, установленных в стакане 6. Фланец стакана вместе с крышкой 21 болтами соединен с торцом горловины корпуса. Прокладки 17 служат для регулировки зацепления шестерен, а прокладки 19 на валу для регулировки подшипников.
Ведомая шестерня 10 закреплена на корпусе дифференциала 11, который вращается в двух подшипниках. Внутри корпуса на двух перекрещивающихся осях установлены четыре сателлита, находящиеся в зацеплении с полуосевыми шестернями 12. В шлицевые ступицы этих шестерен вставлены концы полуосей 15.
С обеих сторон к картеру приварены фланцы, к которым в свою очередь привернуты фланцы ступиц 6 конечных передач, показанных на рис. 117, вместе со щитами колесных тормозов. Конечные передачи планетарные. Ведущей частью в них служит солнечная шестерня 14, установленная на шлицах полуоси 7, а ведомой — водило 1 с сателлитами 13. Сателлиты вращаются в роликоподшипниках. Неподвижная коронная шестерня 12 установлена на ступице 10, которая сидит на шлицах ступицы 6. Водило через прокладку привернуто к корпусу 3, а сам корпус — к фланцу картера 5, вращающегося в подшипниках, которые установлены в ступице 6. На болтах, стягивающих фланцы корпуса и картера, имеются свободные резьбовые концы, к которым крепятся диск тормозного барабана и диск колеса.
Рис. 177. Конечная передача трактора ЛТ-157:
Трансмиссионное масло для смазывания конечной передачи с помощью нагнетателя заливают через отверстие, закрываемое пробкой 16. Уровень масла контролируют щупом.
Колесные тормоза, представленные на рис. 118, колодочного типа находятся в барабане 1. Две чугунные колодки 17 смонтированы на щите 6, зажатом между фланцами картера ведущего моста и ступицей. Колодки, шарнирно установленные на эксцентриковых осях 2, удерживаются стяжкой 4 и скобами 3, вставленными в проточки осей. Оси пропущены сквозь кронштейны 13. С другой стороны колодки стянуты пружиной 9 и прижаты к кулаку 15, изготовленному заодно с поворотным валом 14. На шлицевом конце поворотного вала установлен рычаг 12, к которому присоединен шток 11 тормозной камеры 10. Камера закреплена на кронштейне, а ее диафрагма зажата между корпусом и крышкой. Когда сжатый воздух через отверстие А поступает в камеру, диафрагма прогибается и с помощью штока тормозной камеры 8 и штока 11 поворачивают рычаг 12 вместе с валом. Кулак 15 разводит колодки и прижимает их к внутренней поверхности тормозного барабана 1 и затормаживает его. При выпуске воздуха из камеры пружины 9 и 16 возвращают детали в исходное положение, освобождая барабан.
Рис. 118. Колесный тормоз трактора ЛТ-157:
Для регулировки зазора между барабаном и колодками в рычаге 12 имеется червячный механизм, с помощью которого можно поворачивать вал 14, а вместе с ним и раздвигать колодки.
Ведущие мосты трактора К-703. Они взаимозаменяемы. По общей компоновке и схеме подобны ведущим мостам трактора ЛТ-157. Отличительной особенностью ведущего моста этого трактора является наличие самоблокирующего дифференциала свободного хода, представленный на рис. 119. Его основные части — ступица 1 и чаша 9. Между ними помещена ведущая муфта 4. Чаша, ступица и ведущая муфта соединены болтами 11. На обеих сторонах муфты имеется ряд сходящихся к центру кулачков в форме перевернутой трапеции. Этими кулачками муфта соединена с ведомыми полумуфтами 6. В осевое отверстие ведущей муфты вставлено кольцо 3 с торцевыми трапециевидными кулачками. К пазу кольца ведущей муфты 3 приварена шпонка 12, которая во время выключения ведущей муфты при повороте трактора удерживает ее от проворачивания разрезное кольцо 2 на ведомой полумуфте.
Рис. 119. Дифференциал трактора К-703:
1 — ступица дифференциала; 2 — кольцо ведомой полумуфты; 3 — кольцо
ведущей муфты; 4 — ведущая муфта; 5 — пружинное кольцо; 6 — ведомая полумуфта; 7 — ступица ведомой полумуфты; 8, 13 — втулки; 9 — чашка; 10 — стакан; 11 — болт; 12 — шпонка; 14 — пружина
Ведомые полумуфты состоят из внешней полумуфты с внутренними кулачками эвольвентного профиля, торцевыми кулачками, аналогичными кулачкам ведущей муфты, и из внутренней полумуфты с торцевыми кулачками трапециевидного сечения. На каждую ведомую полумуфту установлено разрезное кольцо 2 с торцевыми кулачками трапециевидного сечения. Ведомые полумуфты внутренними кулачками соединены с наружными кулачками ступиц ведомых полумуфт 7. Ведомые полумуфты в свою очередь внутренними шлицами связаны с полуосями колес трактора. Ступица 7 с ведомыми полумуфтами вращаются в бронзовых втулках 8, запрессованных в чашку 9 и в ступицу дифференциала 1.
Ведущий элемент дифференциала — муфта 4. Крутящий момент от нее передается на кулачки двух ведомых полумуфт 6. Внутренние кулачки отключают ведомую полумуфту от ведущей муфты. Кулачки ведомой полумуфты 6 входят в торцевые впадины между кулачками кольца 3 ведущей муфты 4. Пружины 14, установленные на втулке 13, стаканами 10 прижимают ведомые полумуфты к ведущей муфте.
Во время прямолинейного движения трактора крутящий момент ведомой шестерни главной передачи через ступицу 1 передается ведущей муфте 4 и полумуфтам 6. Далее через ступицы 7 он передается полуосям, которые вращаются как одна ось, и ведущие колеса вращаются с одинаковой частотой.
При повороте трактора забегающее колесо стремится вращаться быстрее ведомой шестерни главной передачи, ведомая полумуфта этого колеса, опираясь внутренними кулачками на кулачки кольца ведущей муфты, под действием возникающих осевых сил выходит из зацепления с ведущей муфтой, сжимая пружину еще сильнее. Сидящее на ведомой полумуфте кольцо 2 выходит из зацепления с кольцом ведущей муфты. После поворота колеса на небольшой угол кольцо ведомой полумуфты упрется в шпонку, а торцы кулачков кольца установятся напротив торцов кулачков кольца ведущей муфты и таким образом будут удерживать ведомую полумуфту в выключенном положении. Ведомая полумуфта при этом свободно вращается. Во время поворота колеса крутящий момент на его выключенную полуось не передается.
При «выходе» из поворота на прямолинейное движение и незначительном проворачивании в обратную сторону ведомая полумуфта силой трения увлекает за собой кольцо, и кулачки кольца сходят с кулачков кольца ведущей муфты. Полумуфта под действием сжатой пружины входит в зацепление с ведущей муфтой, и крутящий момент снова передается на ведомую полумуфту, ступицу и полуось колеса.
-80%
© 2022, Воротников Сергей Александрович 128