СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работать и одновременно воспитывать ребенка - задача не из легких. Приходится буквально разрываться на части. На одной чаше весов - необходимость обеспечивать семью и желание реализовать себя профессионально, на другой - чувство вины из-за того, что ребенок позабыт, позаброшен. Существует ли золотая середина и как ее найти?
Я знаю немало молодых семей, в которых дети ощущают себя вполне счастливыми, несмотря на то, что их родители "пропадают" на работе. И если бы маленькие дети могли выразить свои чувства в словах, они поделились бы секретом своего счастья: "Мама и папа у меня очень хорошие. Я знаю, что я для них самый главный человек на свете. Я постоянно чувствую их внимание и заботу. После работы они играют со мной, всегда находят время, чтобы выслушать меня. Я никогда не чувствую себя лишним. Выходные мы всегда проводим вместе. Я чувствую, что любим". Это в идеале, на деле, конечно, все не так просто.
Бабушки и дедушки считают, что самое главное, чтобы рядом с ребенком всегда находился взрослый, который опекал бы его, кормил и учил жить. Давайте подумаем, так ли это важно, и свежим взглядом посмотрим на эту проблему.
В каком объеме ребенку необходимо общение со взрослыми? Напомним, что до трех лет он еще не умеет играть со сверстниками. Для малышей игры - это игры рядом, а не совместная деятельность. Поэтому действительно лучше, если до этого возраста ребенок будет находиться с кем-то из родителей.
Но в три-четыре года у ребенка пробуждается интерес к другим детям. И начиная с пяти лет он вступает в период, когда ему уже необходимо постепенно выходить за рамки родительского окружения. Важно создать для него условия, при которых он сможет учиться общению с новыми людьми.Дошкольное детство и младший школьный возраст - важные периоды развития коммуникативных навыков. Пластичность психики ребенка в этом возрасте позволяет ему без особых усилий и травм осваивать принцип разумного эгоизма. Ребенок от рождения эгоцентричен. Он ощущает себя центром вселенной и ждет от других заботы о себе, потому что сам о себе позаботиться пока еще не может. Поэтому он не умеет учитывать интересы и потребности других людей. Когда же ребенок попадает в среду сверстников, неизбежно возникает столкновение его собственных интересов и потребностей с потребностями и интересами других. И что особенно важно - не взрослых людей, а детей, таких же, как он сам.
Общаясь со сверстниками, ребенок знакомится с принципом рационального эгоизма: мне выгодно быть добрым, отзывчивым, веселым, то есть поступать с другими так, как я хотел бы, чтобы поступали со мной. Так он постигает принцип симметричности общения. Что же касается общения ребенка с родителями, то оно всегда асимметрично: ответственность за контакт несет взрослый.Правило первое. Никогда не стоит приходить домой слишком голодным.
Муки голода, особенно после нелегкого трудового дня, кого угодно могут сделать раздражительным и нетерпеливым. Так что перед уходом с работы постарайтесь перекусить немного или хотя бы выпейте чашку сладкого чая. Вы станете более благодушными, и вам будет легче перенести взрыв бурной радости вашего отпрыска от долгожданной встречи с вами.
Правило второе. Не переутомляйтесь на работе.
В результате чрезмерной физической и умственной нагрузки в крови увеличивается содержание гормона адреналина, который вызывает учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление и, как следствие, плохое самочувствие и раздражительность. Придя домой в таком состоянии, вы неизбежно выплеснете негативные эмоции на ребенка.
Ребенок вряд ли поймет, в чем истинная причина вашего раздражения. Зато у него останется ощущение, что он не нужен самому близкому для него человеку. Так что старайтесь не слишком перегрузиться на работе, а переступив порог дома, забудьте на время о ваших проблемах, волновавших вас в течение дня.
Правило третье. Не произносите слов и даже не делайте намеков, которые ребенок может расценить так, что работа для вас важнее его самого.
Ребенок должен быть уверен, что для вас именно он самый важный человек на свете, что ваша работа может быть для вас очень нужной и интересной, но ваше сердце принадлежит ребенку. Работа вам нравится, а ребенка вы любите. Правильно расставляйте приоритеты.
Правило четвертое. Для родителей общение с ребенком должно быть приоритетным.
Это правило больше касается женщин. Как вы полагаете, какого мнения о себе должен быть человек, которому дают понять, что общение с ним ничто по сравнению с приготовлением борща?
К сожалению, нередко приходится наблюдать, как детям внушают, что нельзя приставать к маме, когда она занята "важнейшим" на свете делом - чисткой рыбы или овощей, а если она печет пироги, то ребенку лучше вообще забыть, что он существует на свете.
Правило пятое. Ребенок должен быть равноправным помощником.
Не дискриминируйте ребенка, поручая ему самую грязную и непривлекательную работу по дому. Почему ребенок должен выносить мусор? Да потому, что командуете вы.
Правило шестое. Не самоутверждайтесь за счет ребенка.
Вы взрослый человек, и только по этой причине вы больше знаете и умеете. Вы лучше моете посуду и играете в компьютерные игры. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок в отличие от многих других современных детей вырос уверенным в себе и в своих силах, общаясь с ним, постарайтесь вести себя так, чтобы он чувствовал себя умелым и сообразительным.
Правило седьмое. Работа должна быть источником средств для комфортного существования вашей семьи и не более того.
Если работа - смысл всей вашей жизни, то честнее будет вовсе не иметь детей. Но если в вашей семье все же появился ребенок, он должен чувствовать, что он для вас гораздо важнее любой работы.
Организуя совместный отдых, учитывайте интересы всей семьи. Не стоит делать ребенку одолжение и с кислой миной плестись с ним в зоопарк.
Появление в семье ребенка - это ваше решение, а не его, и вам придется нести ответственность. Сделайте так, чтобы совместный отдых принес ребенку радость и надолго ему запомнился. Планируйте свои домашние дела так (может быть, даже минимизируя их), чтобы общение с ребенком было на первом плане.
Правило восьмое. Будьте внимательным слушателем.
Общаясь с ребенком, внимательно слушайте его, вдумывайтесь в его слова, обращайте внимание на его интонации, ребенок должен чувствовать, что для вас важно то, что он говорит.
Не оценивайте поступки вашего ребенка, а старайтесь понять его. Так закладывается основа взаимного доверия между родителями и детьми. Поскольку вы заняты на работе, к тому же у вас есть еще и домашние дела, каждый день выделяйте время для полноценного общения с ребенком. Ценность общения измеряется не количеством времени, проведенного вместе, а его качественными характеристиками, которые выражаются во внимании, уважении, понимании.
Правило девятое. Не бойтесь советоваться с вашим ребенком.
Рассказывайте ребенку о своей работе, делитесь с ним своими мыслями и переживаниями. Покажите ему на собственном примере, что значит быть откровенным, не бойтесь поведать ребенку о своих слабостях и проблемах, дайте понять, что доверяете ему и рассчитываете на его поддержку.
Еще лучше, если вы будете спрашивать совета у ребенка и будете прислушиваться к его словам. Так вы приучите его формулировать и высказывать свое мнение.
Правило десятое. Не попрекайте ребенка куском.
Постарайтесь ни при каких обстоятельствах не допускать высказываний и даже намеков о материальной зависимости ребенка от вас. Да, ваш ребенок пока не зарабатывает денег, но у него все впереди. И кто знает, может, ситуация изменится и когда-нибудь и вы будете материально зависимы от него. Не создавайте подобных прецедентов - и тогда в старости вам не придется краснеть от неловкости.
-80%
© 2023, Третьякова Марина Васильевна 164