СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работаем с текстами о зиме. Подготовка к ЕГЭ. «Волк на ёлке»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитайте текст и выполните задания 1—12

ВОЛК НА ЁЛКЕ

(1)В новогоднюю ночь старый Волк особенно остро почувствовал своё одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни.

(3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него вы­хватывали из-под носа другие. (5)Волчица — и та оставила его, пото­му что он мало приносил зайцев.

(6)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7)У кого их много — перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало. (8)Да, в волчьем мире зайцы решают всё.

(9)Ёлки, ёлки. (10)«Ёлки-палки, — думал Волк, — когда же всё это кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!»

(12)И вдруг. (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (15)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его го­рят так, словно ему там невесть что показывают.

(16)«Интересно, что он там увидел? — подумал Волк. (17)— Дай-ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку.

(19)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки.

(21)— Ёлки-палки! — сказал Волк и замер с открытым ртом.

(22)Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него — и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается — не в же­лудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется — только сидеть и смотреть.

(25)Так и сидели они рядышком — Заяц и Волк — под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось.

(26)И Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье.

(Ф. Кривин)

1. В каком предложении в аллегорической форме выражен смысл сказки?

1)7 2)8 3)23 4)26

2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 4-5 поясняют, раскрывают содержание предло­жения 3.

2) В предложениях 12-18 содержатся элементы повествования.

3) В предложениях 19-20 представлено рассуждение.

4) Предложение 26 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 22-25.

3. Какое из перечисленных слов не имеет разговорной окраски?

  1. невесть;
  2. рядышком;
  3. выхватывать;
  4. дай-ка.

Ответы к заданиям 4—6 запишите словом(-ами)

4. Каким способом образовано слово одиночество (предложе­ние 1)?

5. Из предложений 16-26 выпишите все относительные прила­гательные.

6. Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью при­мыкание.

Ответы к заданиям 7—10 запишите цифрами

7. Найдите в тексте сложное предложение, в состав которого вхо­дят три односоставных предложения, и напишите его номер.

8. Среди предложений 1-10 найдите предложение, осложнённое двумя обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 16-26 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого пред­ложения.

10. Среди предложений 16-26 найдите предложение, связанное с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 1-10. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

11. «Ф. Кривин, известный современный сказочник, в аллегорической форме затронул одну из вечных тем — красота и её воздействие на человека. Текст сказки максимально приближен к естествен­ной живой речи, и эта иллюзия создаётся следующими средства­ми выразительности: __________________ («дай-ка», «невесть», «рядышком»), в тексте частотны ________________(предложения 5, 6, 7, 17), _____________ («стоят на задних лапах», «ёлки-палки», «выхватывали из-под носа», «замер с открытым ртом»), ____________ («много — мало»)».

Список терминов:

  1. метонимия;
  2. разговорные конструкции;
  3. ряды однородных членов;
  4. разговорная лексика;
  5. фразеологизмы;
  6. парцелляция;
  7. ирония;
  8. антонимы;
  9. парафраза.

12. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, постав­ленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, со­гласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизнен­ные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данно­му тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пере­сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В сказке Ф. Кривина рассматривается проблема красоты и её воздействия.

В комментарии проблемы следует обратить внимание на то, что в сказке в аллегорической форме поднимается одна из вечных проблем человечества, над которой бьются выдающиеся умы уже на протяжении не одного столетия и которую в яркой поэтической форме выразил Николай Алексеевич Заболоцкий:

.то что есть красота

И почему её обожествляют люди ?

Сосуд она, в котором пустота,

или огонь, мерцающий в сосуде?

Позиция автора: не хлебом единым жив человек.

Выразите своё отношение к позиции автора и выскажите свою точку зре­ния.

Аргументируя свою позицию, вспомните, например, философскую лири­ку Н. А. Заболоцкого («О красоте человеческих лиц»), прозу К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и др.

Аргументировать позицию могут помочь следующие высказывания фило­софов и писателей-классиков:

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни и во­обще на земле»

(А. П. Чехов);

«.Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши» (Ф. Ницше);

«Красота есть гармония; в ней залог успокоения.» (Ф. М. Достоевский);

«Тот, кто чувствует красоту, часто забывает о времени» (Дж. Голсуорси).

Категория: Русский язык
18.12.2016 22:52


© 2016 11548

Рекомендуем курсы ПК и ПП