СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эвакуация – первая битва, которую СССР выиграл у Германии. По масштабам и эффективности это событие до сих пор не имеет аналогов в мировой истории. Если бы нам не удалось увести из-под носа у немцев 2,5 тысячи промышленных предприятий (среди которых – крупнейшие заводы), то нам, попросту, нечем было бы сражаться.
Известный английский публицист Александр Верт, всю войну живший в СССР, писал: "Повесть о том, как целые предприятия и миллионы людей были вывезены на восток, как эти предприятия были в кратчайший срок и в неслыханно трудных условиях восстановлены и как им удалось в огромной степени увеличить производство в течение 1942 года – это прежде всего повесть о невероятной человеческой стойкости".
Следует отметить, что официально в СССР не существовало плана эвакуации предприятий на случай войны. Однако уже на третий день после нападения Германии на СССР по указу Сталина был создан Совет по эвакуации при СНК СССР, куда входили видные партийные деятели. Но фактически вся работа по эвакуации легла на плечи одного из самых молодых наркомов страны – Алексея Николаевича Косыгина. Будучи по природе своей человеком по-хорошему въедливым, не упускающим ни единой детали, он блестяще спланировал это "Великое переселение заводов" – уникальную операцию, которая, казалось, была не под силу никому. В послевоенное время Косыгин занимал высокие посты, связанные с промышленностью и экономикой, в том числе пост председателя Совета министров СССР.
Эвакуация проводилась в два этапа: в 1941 году – из Белоруссии, Украины, Прибалтики, г. Москвы и г. Ленинграда; в 1942 году – из южных районов европейской части СССР.
Из 1 523 крупных предприятий, вывезенных в глубокий тыл, были перебазированы: на Урал – 667, в Западную Сибирь – 244, в Восточную Сибирь – 78, в Среднюю Азию и Казахстан – 308, в Поволжье – 226. Были эвакуированы все танковые, авиационные заводы, заводы боеприпасов и вооружения, 150 машиностроительных заводов, 94 металлургических предприятия, 40 заводов электротехнической промышленности.
Эвакуация была настолько масштабной, что наступали моменты, когда одновременно была задействована половина всего вагонного парка страны. Например, для вывоза в тыл оборудования завода "Запорожсталь" потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Был случай, что в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке постоянно прибывающих эшелонов с оборудованием главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектации оборудования по каждому цеху.
Эвакуируемые делились на пять групп. Первая и вторая группы – квалифицированные рабочие, коллективы заводов и государственных учреждений, а также учащиеся фабрично-заводских и ремесленных училищ. Они были необходимы для срочной организации производства в тылу. Третья группа – семьи военнослужащих. К четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов. В пятую группу, едва ли не самую многочисленную, входили все, кто эвакуировался в индивидуальным порядке.
Как позже вспоминали участники тех событий, по плану в каждый вагон полагалось сажать по 40 человек. В реальности же приходилось тесниться: иногда в таком вагоне могло ехать 80, а то и 100 человек. Те, кто уезжали вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со своими станками, отдав места в крытых вагонах тем, кто нуждался в них больше – старикам, женщинам и детям.
Тем не менее, в условиях быстро ухудшающейся военной обстановки нередко приходилось ограничиваться вывозом только наиболее важных и технически современных агрегатов. Одним из основных правил было сохранение комплектности грузов. Эшелоны формировались таким образом, чтобы все оборудование, находящееся на платформах, могло бы на новом месте быстро развернуться в самостоятельное полноценное предприятие и выпускать необходимые фронту и стране товары. Это важное условие, благодаря которому вся техника, попавшая в тыл, не валялась мертвым грузом в ожидании недостающих узлов, а сразу "вступала в дело".
Немцы далеко не сразу оценили весь масштаб проделанной работы. Когда гитлеровские войска продвинулись вглубь русской территории, они обнаружили, что все советские предприятия авиапромышленности, на которые они рассчитывали, попросту исчезли. Так, например, немецкий генерал-фельдмаршал Эрхард Мильх, занимавшийся в годы войны авиапромышленностью Германии, обращая внимание на постоянное пополнение и обновление военно-воздушных сил Красной Армии, с неподдельным восхищением заявил: "Русские делают то, что мы назвали бы невозможным!"
Уже в марте 1942 года на восстановленных в тылу эвакуированных предприятиях было произведено столько военной продукции, сколько в начале войны выпускалось на всей территории Советского Союза, а к маю 1945 года страна обладала самыми современными и мощными образцами оружия.
В результате этого трудового подвига, невиданного по своим масштабам, страна не просто выстояла, но и приумножила военную мощь. Кроме того, эвакуация дала мощный импульс для дальнейшего развития тыловых регионов.
По мнению маршала Георгия Жукова, эта уникальная операция оказалась равной "величайшим битвам Второй мировой войны".
Источник: https://smotrim.ru/article/4443799?utm_source=internal&utm_medium=special-pobeda80&utm_campaign=special-pobeda80-link1
© 2025, Беленко-Линёва Марина Петровна 102