СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Творческая жизнь Владимира Высоцкого — это более 800 песен и стихов, 20 ролей в театре и около 30 ролей, сыгранных в кино. Владимир Семёнович каждой написанной им строкой, каждым аккордом, каждым своим «криком», «раскатом грома» давал понять людям, что он их понимает. Он пел и о стране, и о насущных проблемах, и о далеких мечтах. Он рассказывал свои истории так, что хотелось ликовать и в то же время плакать от переизбытка чувств. Каждая его песня — это мир, который он подарил всем людям.
Владимир Высоцкий. Это имя уже при жизни стало легендой. Он не имел званий. Не состоял ни в Союзе писателей, ни в Союзе композиторов. Он — поэт, актёр, бард — стал самым народным. Всенародным. Почти 40 лет Высоцкого нет с нами, но в памяти людей живут его роли, его стихи, его песни. И сегодня вместе со всей страной мы вспоминаем имя талантливого человека, актера, поэта и музыканта. 25 января 1938 года в семье военного офицера Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Высоцкой родился мальчик..Из воспоминаний Нины Максимовны: «Имя моему ребенку задолго до его рождения обсуждалось и выбиралось моими подругами, товарищами мужа, соседями. Девочку мне хотелось назвать Алисой. И никаких возражений я не принимала, а мальчика. мы называли имена по алфавиту. Александр, Андрей, Борис, Василий, Владимир и т.д. Однажды, уезжая в командировку, муж попросил меня: «Назови сына Владимиром в честь моего отца и твоего брата — моего товарища». А когда родился мальчик 25 января, отмечались ленинские дни, и появился еще один повод назвать ребенка Владимиром». Первые годы своего детства Володя жил с матерью - Ниной Максимовной. Мать очень любила театр и с самых-самых малых лет каждую субботу водила сына в театр, видимо, это и сказалось на увлечении актерским мастерством. Ведь с детских лет Владимир декламировал стихи, участвовал в постановках, сам организовывал смотры, концерты. Затем война, развод родителей и воспитание Володи в новой семье отца, где его очень любили и баловали.
.Из воспоминаний отца Владимира Высоцкого Семёна Владимировича: «Отличался ли Володя от других детей? Нет, разве что более непоседлив, бесстрашен был. Рос Володя мальчиком добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Мог раздарить игрушки, взорвать найденную в лесу гранату. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас, их дома не было. Сам научился плавать. Хорошо понимал по-немецки, позднее говорил по – французки. Но любимое его занятие – чтение. Книг в нашем доме всегда было много.Среди сверстников выделялся феноменальной, «железной» памятью. Однажды за час выучил поэму Пушкина. Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся. Уже в детстве в его характере ярко проявилась доброта. Мы купили ему велосипед. Он покатался немного и вдруг подарил его соседскому мальчику, объяснив: ты у. меня живой, а у него нет папы». Что тут было сказать. Эта черта сохранилась в сыне на всю жизнь, уже, будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил массу подарков родным и друзьям. А если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное. И в то же время не терпел несправедливость, равнодушие людское»..
После окончания школы встал вопрос: где учиться дальше? И Володя довольно решительно заявил: «Хочу в театральный». Но мама, отец и дедушка были категорически против. Особенно отговаривал его от театральной карьеры дедушка, а он обладал даром убеждать и убедил. поступить в механический вуз.— В какой механический вуз идти, я не знал,- вспоминает Высоцкий, -потому решил выбрать самый красивый пригласительный билет на день открытых дверей, которые вузы тогда рассылали по школам. Самым красивым оказался пригласительный билет инженерно-строительного института им. Куйбышева. Я пошел туда. Через полгода я понял: инженером я быть не хочу и не буду. Это не мое. Я поступаю в театральный. Это было время одержимого ученичества. До глубокой ночи Володя пропадал в кружке. Много репетировал, вместе со всеми готовил декорации и шил костюмы. - Ты, мама, не волнуйся, - говорил Володя, - я знаю, что пройдет время, и я буду на сцене, а ты будешь сидеть в зале и тебе захочется шепнуть рядом сидящему незнакомому человеку: «Это мой сын.». Я стану актером, хорошим актером, и тебе стыдно за меня не будет. Высоцкий сдержал свое слово. Он стал актером. Многогранным актером. Актером с большой буквы. Дело было в уникальном единстве профессионального и человеческого. Именно человеческое в этом актере было так сильно, что не поддавалось шлифовке, почти неизбежной в театре. Он и менялся и взрослел не как все. Он совершенствовался как актер и не уступал себе как человек. Он был прост и буквален, поэтому и люди любили его особенной любовью. Он был своим.
.За свою короткую жизнь Высоцкий сыграл в таких известных спектаклях, как «Добрый человек из Сезуана», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Пугачёв», «Вишнёвый сад», «Преступление и наказание» и др. Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском “Гамлете”. Этот спектакль, в котором Высоцкий был единственным исполнителем главной роли, видели зрители Москвы и Ленинграда, Минска и Тбилиси, городов Болгарии, Венгрии, Югославии, Франции, Польши. Эта роль была сыграна им 217 раз. В 1976 г. спектакль “Гамлет” получил I премию на Белградском интернациональном фестивале. В 1977 г. во Франции ему была присуждена высшая премия французской критики как лучшему иностранному спектаклю...Из интервью с Владимиром Высоцким: "Гамлет - любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываюсь каждый раз на пределе. Иногда, кажется, нет, это в последний раз, больше не выдержу, но вечером вновь выхожу на сцену»..
.Параллельно с работой в театре были и киноработы. По натуре будучи человеком свободолюбивым, пытливым, дерзким, Высоцкий испытывал своих персонажей на прочность. В кино Владимир Семёнович сыграл 26 ролей. Каждая из них заслуживает особого внимания, но одной из самых популярных и последних ролей стала роль капитана Глеба Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». О такой роли мог мечтать каждый артист, но когда начались съемки, Высоцкий подошел к режиссеру Станиславу Говорухину и сказал: «Пойми, мне так мало осталось, сними меня с этой роли, я не могу тратить целый год лишь на одну роль».Высоцкий уже знал, что тяжело болен, что жить ему осталось не так много, и хотел провести остаток своих дней в заграничных путешествиях. Но Говорухину каким-то чудом удалось убедить его и Марину Влади в необходимости этой работы. Режиссер оказался прав: фильм получился прекрасным.
.Высоцкий всегда дорожил своими ролями, любил роли, которые по своему накалу, по своим возможностям приближаются к тому, что он сам сочиняет, т.е. к его творчеству. Он говорил:«Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую только стихи и работу над песнями, то я уверяю вас, последнее перевесит».Наверное, у каждого человека, знакомого с песенным стихотворным творчеством Владимира Высоцкого есть, если можно так сказать, «свой собственный Высоцкий», есть произведения, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они чем-то родные, близкие, убедительные.Высоцкий очень любил поэзию, а в молодости просто обожал Маяковского. Он был для него какой-то свой, то нежный, то темпераментный, но всегда - очень человечный.Стихи Высоцкого вошли в жизнь без спроса, без утверждения в инстанциях и разрешения сверху. Их переписывали и хранили в самом надежном месте — в людской памяти. К нам пришла его серьезная и беспощадная лирика. Литературный архив Владимира Семеновича после его смерти явился подлинным открытием даже для тех, кто хорошо был знаком с его творчеством. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарий. Но настоящей сенсацией стали около 250 ранее никому не известных поэтических произведений. При жизни Высоцкий увидел напечатанным только одно свое стихотворение, и то не полностью, а в искаженном виде.Он говорил: «А все равно меня будут печатать, хоть после смерти, но будут». Неизвестно, как бы развивалась его литературная судьба, но, к счастью, тогда появились магнитофоны, и Высоцкий зазвучал.«Песни Высоцкого… Чем объяснить их феноменальную, неслыханную славу? Их все слушали, их все пели для себя, но никто не мог исполнить. Это удивительно, но никто по - настоящему не пел и не споет его песни. Нужен его темперамент, нужен этот сложный, странный, надорванный, казалось, уже погибающий голос, которым он пел столько лет, ни разу его не сорвав. И только он мог на таком смертельном пределе вложить всего себя в песню» - говорил М. А. Ульянов о творчестве Высоцкого. Песни стали для него вторым языком. Сначала он исполнял песни в дружеских компаниях, на студенческих капустниках, а затем на больших вечерах и концертах. Его песни проникали в душу человека. Друзья говорили: «С его песнями можно пойти куда угодно: на разведку, в тундру, в космос, в горы и даже к черту на рога».
«Мои песни - судьбы людей. Смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных, - говорил актер. - Я влезаю в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы. Демонстрирую их способ мыслить и манеру говорить».Высоцкий начал петь свои песни со сцены в 1965 г. Сначала это были выступления с группой его товарищей - актеров театра на Таганке (Борисом Хмельницким, Вениамином Смеховым, Валерием Золотухиным). А 18 января 1967 г. по приглашению клуба песни “Восток” в Ленинграде состоялось его первое официальное выступление. С этого года его стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность его росла. Он мог выступать в большом клубном зале и на стадионе, в цеху и на летном поле, на теплоходе и в лагере альпинистов, в таежном поселке золотоискателей. Особенно любил, по его словам, петь перед летчиками и моряками, много выступал в воинских частях, перед студентами.В песнях Высоцкого звучал голос народа. Его часто принимали за солдата, прошедшего Великую Отечественную войну. Ему было 7 лет, когда она закончилась, но военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой. Марина Влади по этому поводу говорила ему:«На твоих концертах увешанные медалями ветераны плачут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, документы, памятники и официальные речи, вместе взятые. Родившись в тридцать восьмом году, ты в войне не участвовал, но прожил ее в своих песнях».
В друзьях он ценил надежность и душевное богатство. В дружбе был требователен и даже щепетилен. В круг своих друзей допускал далеко не каждого приятеля. А если вдруг кто-то предавал эту дружбу и товарищество, отворачивался, не выясняя отношений. Он помогал всем, кто просил помочь. Одному пробивал машину, другому квартиру, третьему - сценарий, четвертому вез из-за границы необходимые медикаменты. После спектакля у него на Малой Грузинской всегда полно народу. Тут можно было встретить кого угодно: писателя, актера, музыканта, таксиста, академика, знаменитого иностранного актера и слесаря. К нему тянулись люди, и он не мог без них. Он должен был знать обо всем, что происходит в жизни. Если бы откликнулись все, кому он помог с квартирой, с больницей, с работой, с деньгами, с лекарствами, все те, за кого он ежедневно и постоянно хлопотал. Если рассказать все случаи, когда и где безотказно действовало его имя, его лицо, его краткая внушительная просьба или данный в благотворительность концерт, если перечислить двери всех учреждений, которые он открывал упорно, открывал решительно, входил не ради себя, а ради других, входил, чтобы выйти не униженным, а во что бы то ни стало победителем - это была бы своеобразная приключенческая повесть о доброте в нашем мире и возможностях одного доброго и сильного человека..
.А еще в жизни Высоцкого была любовь. Большая любовь, которая ворвалась в его жизнь как весенний ветер..Из воспоминаний Марины Влади: «Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло серые глаза на миг привлекают мое внимание. Возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает. Потом целует ее, садится напротив и больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня. Мы смотрим друг на друга как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это ты. Ты совершенно не похож на ревущего великана из спектакля, но в твоем взгляде чувствуется столько силы, что я заново переживаю все то, что испытала в театре. Ты не ешь, не пьешь, ты смотришь на меня. «Наконец-то я встретил Вас». Эти первые произнесенные тобой слова смущают меня, а потом мне одной всю ночь ты поешь песни под гитару»..
.Кажется, все было в жизни Высоцкого: любовь, работа, друзья. Можно было бы и умерить жизненный темп, но он его постоянно увеличивал и все чаще задавал себе вопрос: «Сколько лет? Месяцев, недель, дней, часов творчества мне осталось?» А оставалось мало, и это предчувствие конца вырвалось в хватающее за сердце «Чуть помедленнее, кони»...23 июня. Наш последний разговор: -Ты еще хочешь видеть меня? У меня билет и виза на 29.-Приезжай, ты же знаешь, что я тебя жду. -Спасибо, любимая..
.Как часто раньше я слышала эти слова. Теперь, вот уже очень давно ты не шепчешь их мне. Я верю им, сейчас я вновь чувствую тебя близким и доверчивым. 2 дня я нахожусь во власти радости. Готовлю целую встречу с тобой, думаю, как ободрить тебя, как развлечь. Привожу в порядок дом, делаю запасы, покупаю цветы, прихорашиваю себя. В 4 часа утра 25 июля просыпаюсь в поту, зажигаю свет, поднимаюсь и долго смотрю на красный след на моей подушке. Я раздавила огромного комара. Как в каком-то беспамятстве, пустыми глазами я гляжу на это цветное пятно, проходит мгновение, и вдруг я слышу, как звонит телефон, и уже знаю, что услышу не твой голос. Володя умер. Вот и все. Всего два слова. Коротких, произнесенных запинающимся, незнакомым голосом..Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру - тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого - сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен. Сделать Высоцкий хотел еще много: попробовать себя в прозе, заняться режиссурой, написать пьесу. 25 июля 1980 года в квартире на Малой Грузинской старинные часы из карельской березы замерли на 10 минутах пятого. Именно в это время остановилось сердце В. Высоцкого. Он не имел звание народного, но был настоящим народным певцом. И по сей день приходят люди к его могиле на Ваганьковском кладбище.
-80%
© 2018, Васильева Елена Николаевна 547