СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

25 сентября в истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

1838 год.

В Петербурге на Неве прошло первое в мире испытание движимого электрической силой речного судна.

Первым электроходом стал бот — морская 10–весельная шлюпка, оборудованная гребными колесами по бортам, приводимыми в движение электродвигателем, созданным Борисом ЯКОБИ. Изобретатель был родом из Германии, но, приглашенный в Россию, стал считать ее «вторым отечеством, будучи связан с ней не только долгом подданности и тесными узами семьи, но и личными чувствами гражданина». Электричество было совершенно новой областью физики, до изобретения лампочки еще десятилетия, а Якоби уже думал о практическом применении электрической силы. Он первым преодолел стереотип возвратно–поступательного принципа работы паровой машины, и вместо поршней его «магнитная машина» передавала движение на вращающийся вал. В России он представил подробную записку об использовании своего аппарата «для приведения в действие мельницы, лодки или локомотива», которая была поддержана президентом АН Сергеем УВАРОВЫМ и одобрена императором НИКОЛАЕМ I: «Исполнить!»

Комиссию для приложения электромагнетизма к движению машин по способу профессора Якоби возглавил руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал Иван КРУЗЕНШТЕРН, в ее состав вошли видные ученые и специалисты из разных областей науки и техники. На работы по созданию двигателя были ассигнованы 50 000 рублей, самому Якоби положено жалованье в 12 000 рублей в год (как профессор университета он получал две с половиной тысячи). Время испытаний настало через год. Двигатель питался током от батареи, состоявшей из 320 гальванических элементов. Бот несколько дней совершал проходы по Неве и каналам, по течению и против, имея на борту 12 человек. Средняя скорость передвижения составила 2 км/час. Через год мощность двигателя была увеличена вчетверо, скорость возросла вдвое, но дальнейшие опыты показали, что электроход применим лишь для прогулок, препятствием стала невозможность увеличить мощность гальванической батареи, дорогой и громоздкой. Потому комиссией было принято решение «прекратить временно действия свои впредь до открытия какого–либо нового пути, могущего вести к усовершенствованию приложения электромагнитной силы к движению судов».

Время новых идей пришло через полвека, когда появились эффективные генераторы электрического тока, а Якоби свой талант проявил в других областях науки и техники: он разрабатывал гальванические подводные мины, придумал первый в мире буквопечатающий телеграфный аппарат, открыл гальванопластику, ставшую важнейшим разделом прикладной электрохимии.

Источник: http://www.citycat.ru/historycentre/

25.09.2018 08:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП