СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Чудовищный план: кто подсказал Гитлеру заморить Ленинград голодом
2 дня назад
1,8K прочитали
Фото: © Скриншот видео
27 января 2024 года в России отметили особую дату – 80-летие полного
В это время в осажденном городе
Почему гитлеровцы не собирались брать город на Неве штурмом? Как "советская русалка" Нина Соколова проложила по дну Ладоги телефонную линию и бензопровод? И какую тактику использовал старший лейтенант Зиновий Колобанов, экипаж которого в одном бою уничтожил 22 танка противника? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
"Голодать должны другие"
Герберт Бакке – рейхсминистр продовольствия и сельского хозяйства нацистской Германии. Для того, чтобы погубить сотни тысяч человек (многие из них умерли от голода в блокадном Ленинграде) соратнику Гитлера не пришлось изобретать газовые камеры или брать в руки оружие. Бакке разработал план продуктового снабжения немцев и нацистской армии за счет оккупированных территорий.
"Это был уроженец Российской империи, родился в городе Батуми, юность провел в Тифлисе, очень хорошо знал русский язык. Но его настрой был не просто антисоветским, а русофобским. Он во время Первой мировой войны попал в лагерь для военнопленных, был арестован и интернирован, видимо, из-за того, что проявил нелояльность к Российской империи во время войны с Германией", – рассказал генеральный директор научно-исследовательского проекта "Цифровая история" Егор Яковлев.
Вернувшись по линии Красного Креста на историческую родину – в Германию, Бакке вскоре вступил в национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Он хорошо усвоил уроки Первой мировой войны, когда его соотечественники столкнулись с дефицитом продовольствия – цепочки поставок импортных продуктов перерезал британский флот.
"В новой войне голодать должны другие", – считал рейхсминистр.
Фото: © Скриншот видео
"Гитлеру все это очень понравилось, он это одобрил, потому что это смыкалось с его политическими планами. А политические планы заключались в том, что он шел за жизненным пространством. Это была не просто война за свержение политического режима на место, в которое будет посажен какой-то марионеточный пронацистский режим", – отметил Яковлев.
Блокированный с земли и моря Ленинград стал полигоном, где нацисты применили бесчеловечную военную тактику. О желании фюрера уморить местных жителей голодом писал в своем дневнике начальник Генштаба сухопутных немецких войск Франц Гальдер.
"И не случайно на определенном этапе они отказались от обширных бомбардировок города, потому что они понимали, что голод и холод доконают ленинградцев. Их пропаганда писала весной 1942 года, что Ленинград – это "мертвый" город", – поведала Хранитель изобразительного фонда Музея обороны и блокады Ленинграда Елена Харлашова.
Как началась блокада Ленинграда
Еще 30 августа 1941 года немцы захватили железнодорожную станцию Мга – через нее шли поставки грузов в Ленинград. Первым днем блокады считается 8 сентября – с юга город блокировали солдаты вермахта, с севера – финские войска. Тогда же на ленинградцев обрушился массированный авиаудар Люфтваффе. Сгорели Бадаевские склады, где хранилось более пяти тысяч тонн муки и сахара.
Фото: © Скриншот видео
"Историки спорят до сих пор, насколько бы хватило этих запасов. По довоенным нормам потребления мирного времени в среднем эта цифра по различным продуктам разнится от 30 до 60 дней. По моему скромному мнению и по мнению некоторых других историков, при введении военного нормирования вполне вероятно, что первая блокадная зима не была бы такой фатальной в плане количества человеческих жертв среди мирного населения", – подчеркнул военный историк Никита Коровин.
На тот момент в северной столице проживало около 2,5 миллиона человек, еще 500 тысяч красноармейцев защищали рубежи Ленинграда. Чтобы накормить всех, власти города несколько раз пересматривали норму выдачи хлеба. К первой блокадной зиме суточный паек бойцов снизили до 500 граммов, для служащих и иждивенцев – до 125. Наполовину хлеб состоял из различных примесей – заменителей муки.
"Чтобы бороться с голодом, использовали все, что только было возможно. Блокадные суррогаты. Сейчас хорошо известно, что люди употребляли в пищу, к примеру, и столярный клей, и то, что сейчас продуктами питания не назовешь", – отметил специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда Денис Мастридеев.
Страшные записи в дневниках детей блокадного Ленинграда
Массовый голод, помноженный на аномально холодную зиму 1941-1942 годов, в короткий срок унес тысячи жизней. В своем
Фото: © Скриншот видео
"Дневник Тани Савичевой, наверное, один из самых будоражащих, потому что он очень короткий, практически полностью он состоит из описаний смерти ее близких, и судьба самой Тани Савичевой очень трагичная. Поэтому он и стал таким ярким символом того, что происходило в блокаду. Многие дети стали сиротами", – говорит гендиректор "Цифровой истории".
Историки до сих пор находят
22 танка врага, подбитых под командованием Колобанова
Продолжать борьбу и держать оборону ленинградцам помогала отвага земляков. Одним из таких героев стал Зиновий Колобанов. В августе 1941 года командир танковой роты получил приказ перекрыть для врага дорогу на Красногвардейск – так в те годы называлась Гатчина.
"Командир дивизии дал мне приказ "стоять насмерть". Это не какая-то эмоциональная формулировка, а точный приказ. Я принял его к исполнению. Был готов, если надо, умереть. И никаких страхов у меня уже не возникало и возникнуть не могло", – вспоминал потом Зиновий Колобанов.
Фото: © Скриншот видео
Пять танков под командованием Колобанова рассредоточились, заранее определив основные и запасные позиции. Когда в авангарде немецкой колонны первыми проехали мотоциклисты, их не тронули. Главное было подпустить поближе тяжелую технику. Сначала подбили два головных танка, затем атаковали "хвост" колонны. В рядах врага началась паника. В общей сложности советские бойцы в том бою методично уничтожили 43 немецких танка. На счету экипажа старшего лейтенанта Зиновия Колобанова – 22 гусеничных машины.
"После боя на бронетанке КВ, которым он командовал, насчитали более 100 попаданий. Историки спорят до сих пор, сколько этих попаданий было. Кто-то говорит 114, кто-то говорит 169", – рассказал военный историк.
"Дорога жизни": первая навигация по Ладоге
Героическая оборона защитников Ленинграда позволила сохранить под контролем Красной армии участок вдоль Ладожского озера протяженностью около 60 километров. Он стал воротами "Дороги жизни". Осенью на прибрежной линии спешно обустраивали гавани и склады, прокладывали к ней железнодорожные пути. На баржах и катерах по этому маршруту в голодающий город везли продукты и боеприпасы, обратными рейсами эвакуировали жителей и целые заводы.
"Первая навигация была очень тяжелой, потому что не хватало кораблей, путей подвоза. И самое главное – это была осень, когда страшные штормовые условия на Ладоге просто губили те суда, которые шли в Ленинград с восточного берега Ладожского озера. Поэтому первая навигация была очень сложной. Но затем удалось наладить эту ситуацию", – пояснил Егор Яковлев.
Фото: © Скриншот видео
Когда на Ладоге встал лед, в осажденный город по озеру пошли вереницы грузовиков-"полуторок" и конные подводы. До этого военные совместно с учеными-гидрологами проложили наиболее безопасный маршрут по участкам, где глубины были минимальными. Там вероятность провалиться под лед была меньше.
"Практически уже по тончайшему льду Ладожского озера идут автомобили. Водитель "полуторки" едет на приступке, одной ногой зажимает педаль газа, сам держится за кабину и за руль, просто чтобы, если машина неожиданно начнет проваливаться, успеть из нее выпрыгнуть. Мало того, что природные силы являлись противником в этом случае, так еще и постоянные артиллерийские обстрелы и удары немецко-фашистской авиации", – поделился подробностями Коровин.
С каждым месяцем единственный путь снабжения Ленинграда расширяли. В пиковый период по льду курсировали четыре тысячи грузовиков. Для своего времени это был грандиозный инфраструктурный проект.
"Дорога жизни" – это 33 километра по льду Ладожского озера. Естественно, что это была очень непростая трасса, потому что приходилось менять местоположение трассы, прокладывать новые маршруты. Там были и военные части, которые прикрывали "Дорогу жизни" от нападений с воздуха и бомбежек. Там были санитарные части, которые оказывали помощь блокадникам, которые были в очень плохом состоянии", – рассказала Елена Харлашова.
© 2024, Бильданов Фаать Хадыйевич 108