СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ладодение.
В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая "просыпается" после долгой зимы. Этот день посвящён богине любви, брака, весны, весенней пахоты и сева.
Перед тем, как зазывать, "закликать" весну, к Ладе обращались за разрешением: "Благослови, мати Ладо, весну закликати!".
На Ладодение природа пробуждается, оживает не только всё вокруг, но и в сердце просыпается способность любить. Так что празднуется как бы приход двойного тепла – природного и душевного.
Ладодение было языческим праздником, и его празднование сопровождалось красивыми ритуалами и обрядами. На Ладодение разводили высокие костры, которые считались очистительными, а пепел от них целебным. Юноши и девушки водили хороводы, пели песни, воспевающие любовь и богиню Ладу. Женщины забирались на крыши домов и другие возвышения и призывали весну.
Месяцем Цветнем управляла богиня Лада, богиня-созидательница. Своими теплыми ладошками она творит лад, любовь, гармонию и порядок. Кстати, слово "ладонь" происходит от ее имени. Где бы ни появились ее подопечные, всюду возникает ощущение домашнего уюта и тепла. Они очень ладные, здоровые и по-хорошему "от мира сего" - практичные, без излишней суетливости и лени, располагают к себе.
Считалось, что сама Лада поддерживает огонь в молодых семьях, следит за тем, чтобы не угасло пламя любви. Если что-то случалось не так, то стоило Ладе подбросить в очаг веточку-другую, как начавшие угасать чувства разгорались с новой силой.
Лада олицетворяла гармонию, ладность Души и Тела. Она покровительствовала всему прекрасному и изящному. Ей всегда были присущи только светлые черты. Даже на ненависть она отвечала любовью. Известно, что на алтаре богини Лады - сакральном месте - освящали родильные рубахи и другие родовые обереги воинов, идущих на войну.
По-видимому, в каждой российской женщине есть частица богини Лады. Есть она и в нашей стране, не зря символом России стала берёза.
Просили Ладу и о сохранении посевов, дожде и хорошем урожае.
Её можно считать и богиней Земли.
По некоторым сведениям, дошедшим до нас из глубокой древности, Лада была женой Рода, матерью всех богов, старшей роженицей и покровительницей родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел. При христианстве эти её функции перешли к Богоматери. Поклонение Ладе сохранялось даже на христианской Руси.
В народном творчестве Лада опять-таки переплетается с образом Богородицы:
"Благослови, Троица Богородица, Нам в лес пойти, Нам венки завивать! Ай, Дидо, ай, Ладо!".
Лада присутствует в народном творчестве всех славян: русских, украинцев, белорусов, поляков, словаков, сербов, хорватов, болгар, а так же у литовцев и латышей.
О том, что Лада была связана с любовью, браком говорят сохранившиеся в некоторых местах до настоящего времени такие слова, как ладковать - сватать в Туле и Рязани, ладины - сговор в Осташкове, лады - помолвка в Калуге, ладканя на Украине - свадебная песня, ладовать - славить свадьбу и другие.
Исследователи говорят, что слова "сладость" и "оладьи" тоже произошли от имени богини.
Лада упоминается в польских церковных запрещениях языческих обрядов, относящихся к первой четверти XV века, опубликованных Станиславом Урбанчиком.
В "Синопсисе" Иннокентия Гизеля, относящемся к XVII веку, в дополнение к рассказу "Повести временных лет" об идолах князя Владимира написано: ".Четвёртый идол - Ладо. Сего имяху бога веселия и всякого благополучия. Жертвы ему приношаху готовящийся ко браку, помощию Лада мнящи себе добро веселие и любезно житие стяжати. Сия же прелесть от древнейших идолослужителей произыде, иже неких богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерское имя и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм-Полелем возглашают. Такожде и матерь лелеву и полелеву - Ладо, поюще: Ладо, Ладо! И того идола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях, руками плещуще и о стол бьюще, воспевают".
Некоторые источники утверждают, что наши предки вообще никогда не почитали Ладу и не праздновали Ладодение, и что все сведения об этом празднике появились в рунете около 2000 года. У славян на "Ладодение" было принято отдавать почести природе-матушке, чествовать приходящую весну, пришедшую на смену лютой зиме. Как видно из названия (которое представляет собой симбиоз двух слов Лада и День), этот День посвящался Ладе - богине весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви в славянской мифологии.
Исследователь славянской культуры Капица Фёдор Сергеевич в своей книге "Тайны славянских богов", пишет следующее: ".имя Лады всегда сопровождалось почтительными эпитетами: Дива (Дидо)-Лада, Мати-Лада"
Что ж, возможно, этот праздник действительно придумали неоязычники, однако это вызывает сомнение, так как Лада упоминалась в славянских сказках и в их поздних интерпретациях. Так, например, Ладой, Ладушкой назвали весну-красну в сказке Островского "Снегурочка".
Два лада. Нестеров Михаил Васильевич
Но всё-таки Лада осталась с нами, она присутствует в зрелой женственности, мудрости. Недаром на картинах художники, как правило, изображают её красивой женщиной в теле, матерью семейства, почтенной хозяйкой, которая умеет ладить, наладить быт, сохранить в семье лад и уладить все конфликты.
Без Лады, её умения ладить, и сейчас нам всем не обойтись. Вспомним, как говорили наши бабушки: "Сядем рядком, поговорим ладком". Так что пусть добрая и щедрая Лада пошлёт нам всем лад и пусть всё у нас будет хорошо, то есть ладно и в душе, и в семье, и в стране.
С Ладодением!
© 2023, лаптева надежда михайловна 134