СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Если учебник ― это лодка, в которой вы с учениками плывете по течению изучаемой темы, то план урока ― карта, которая ведет вас по этому пути. Как и в любом путешествии можно свернуть не туда, так и на уроке, если нет хорошего плана-конспекта урока.
Каких ошибок при планировании урока надо избегать, чтобы путешествие было увлекательным и полезным?
Ошибка № 1: сосредоточенность на деятельности, а не на целях обучения
Сколько раз ваше обсуждение плана конспекта урока с коллегами проходило примерно так:
― На следующей неделе будет проходить открытый урок по теме «сила притяжения».
― О, у меня есть много идей, как сделать занятие увлекательным!
А потом идет полуторачасовая дискуссия о деталях урока: какие материалы необходимы, что понравилось в прошлом году и так далее. Легче (и веселее) перейти сразу к творческой части планирования урока.
Но вот в чем проблема. Когда мы приступаем к организации деятельности, теряется из виду цель обучения.
Хотите провести эффективный урок? Определите цель обучения:
Что дети должны понять к концу урока?
Какие знания понадобятся ученикам для сдачи контрольной на «5»?
Определили цель? Вот теперь приступайте к планированию. Помните: деятельность должна служить своей цели.
Ошибка № 2: отсутствие плана «Б»
Вы запланировали мегаклассный мультимедийным урок с презентацией, видео и аудио, чтобы вовлечь учеников (и это правильно). Но вот вы подключаете компьютер и понимаете, что он включаться не намерен. Все может случиться, и если на уроке вы планируете применять технологии, будьте готовы к тому, что не все может пойти по плану.
Что делать? Махнуть рукой и пусть дети занимаются, чем душе угодно? Конечно, нет. У вас всегда должен быть План «Б»: другой маршрут, который приведет вас к той же цели урока.
Если это урок английского и нужно закрепить навыки аудирования ― замените аудио с интернета на прослушивание компакт-диска. Или прочтите задание сами. Если ваша цель состоит в том, чтобы попрактиковаться в аудировании, вам следует провести еще одно упражнение по аудированию, которое легко заменит то, которое вы планировали делать на компьютере, возможно, компакт-диск или чтение вслух.
Как заинтересовать учеников за короткое время? Использовать
Ошибка № 3: планирование лишь основной части урока
Проблема многих учителей: при составлении плана урока они делают акцент лишь на основной части урока, а про вступление и завершение забывают.
Поверьте! Если вы уделите 5–10 минут вступлению и завершению, то все равно успеете пройти с учениками все запланированное.
Что должно включать вступление урока? Отсылку к прошлой теме, что-то, что заинтересует учащихся. Вы активизируете предварительные знания, задаете вопросы для размышления, повышаете вовлеченность учащихся и тем самым увеличиваете эффективность урока.
Это относится и к закрытию. Обратите внимание на ответы учеников, если уделять больше внимания заключению темы. Простой вопрос: что мы делали вчера?
Без эффективного заключения: что мы делали вчера на уроке?
― Растопили шоколад!
― Взорвали воздушные шары!
― Играли с кубиками льда!
С эффективным заключением: что мы сделали вчера на уроке?
― Изучали состояния материи!
― Превратили твердые тела в жидкости!
― Видели, как газы занимают пространство!
Как привлечь внимание учеников с первой секунды, когда скучные презентации вызывают только зевоту? Использовать интерактивные плакаты, графические схемы, инфографику во всех ее проявлениях! Думаете, слишком сложно? Не правда!
Ошибка № 4: сосредоточенность на том, что будет делать учитель, а не на том, что будут делать дети
При составлении плана конспекта урока мы часто фокусируемся на том, что мы (как учителя) будем делать. Как мы объясним материал? Такое мышление приводит к тому, что ученики просто сидят и слушают материал.
Хотите увидеть быстрый и заметный рост в обучении учеников? Переключите внимание с того, что вы делаете, на то, что делают дети.
Сосредоточьтесь на учениках и их понимании темы. Слушайте комментарии и вопросы. Действительно ли они понимают материал? Что из урока лучше еще раз повторить? Слушайте и корректируйте свое обучение соответствующим образом.
Как часто ваш урок превращается в чтение «пошаговой инструкции»:
Учитель будет … читать задание №8. Устанавливать связь между главными и второстепенными членами предложения. Объяснять правила.
Переключите внимание на действия обучающихся:
Ученики будут … читать задание №8. Наблюдать, как учитель устанавливает связи. Обсуждать с соседом по парте изученное.
Ошибка № 5: забывать о главной идее урока
Обычный школьный день большинства детей. Звонок с урока, переход от одного занятия к другому. Одни интересные, другие скучные, одни сложные, другие легкие, одни активные, другие монотонные.
Кроме того, у детей бывают хорошие и плохие дни, как и у взрослых. Они могут быть усталыми, голодными, рассеянными, взволнованными или расстроенными. Ученики не будут понимать, обращать внимание или запоминать каждую деталь. Но признайтесь: как часто мы именно этого и добиваемся!
Что сделать, чтобы ученики получали от уроков больше? Забудьте о деталях, сделайте акцент на главной идее урока.
Вы преподаете литературу. Тема урока: способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Начинаете изучать литературных героев или реальных личностей. В центре внимания ― жизнь и достижения каждого. Увы, никто из учеников не запомнит каждого персонажа, которого они изучали.
И это нормально! Ведь основная идея в том, что люди могут влиять на сообщества и изменять их с помощью свойств личности: мужества, настойчивости, бескорыстия, сострадания. Используйте главную идею на каждом уроке, и ученики будут помнить, что действительно важно. Без основной идеи, все, что вы имеете - бесконечная цепочка навыков, фактов и действий.
Задавайте наводящие вопросы, давайте небольшие задания, которые помогут ученикам вспомнить основную тему и не зацикливаться на мелочах.
Планирование важно, потому что оно дает ученикам чувство структуры.
При хорошо составленном плане урока у детей создается впечатление, что в этом путешествии вы ― водитель, и точно знаете, куда их везете. Они будут знать, что держат курс туда, куда необходимо попасть.
Чтобы прокачать свои навыки в планировании урока и не запутаться в технологических картах и планах занятий, пройдите курс
© 2020, Яловенко Оксана Петровна 576