СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

5 класс. Свободный диктант «Сыновья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой: «Мой сыночек ловок да силен, никто с ним не сладит».

«А мой поёт, как соловей», – говорит другая. А третья молчит. «Что же ты про своего сына не скажешь?» – спрашивают её сосед­ки. «Ничего в нём особенного нету», – отвечает им женщина.

Набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит. Другой песню поёт, соловьём заливает­ся. А третий к матери подбежал, взял у неё ведра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка: «Ну что? Каковы наши сы­новья?»

«А где же они? Я только одного сына вижу!» – ответил им старик.

(120 слов)

(По В. Осеевой)

*

Ответить на вопросы: в чьих словах выражена основная мысль рассказа? Почему старичок так ответил? Правильно ли он сказал?

Определить и сформулировать основную мысль рассказа. (Человек, даже ре­бёнок, ценится по труду, по отношению к старшим.)

Какие слова и выражения использует автор, чтобы избежать повторения слов женщины, сыновья? (Женщины – одна женщина, две женщины, другая, третья, соседки, им, за ними, у неё, к матери; сыновья – три мальчика, наши сыновья, один, другой, третий, мой сыночек, мой, про своего сына, одного сына, с ним, в нём, они.)

Какими глаголами выражены слова автора, вводящие прямую речь? Какие ещё глаголы могут быть использованы в качестве слов автора при прямой речи? (Сказал, проговорил, произнёс, промолвил, проронил, изрёк, возразил, выкрикнул и др.)

Проверить написание безударных гласных в словах: выбегают, старичок, отвечает, заливается, тяжёлые, потащил.

Записать на доске: никто, ничего, с ним, в нём, отдохнуть, кувыркается, навстречу, где же.

Написать сочинение на тему «Как я помогаю маме».

Источник: Ивченков П. Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка: 4–8 кл.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Про­свещение, 1987. – С. 41–42.

*

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Категория: Русский язык
20.11.2017 23:47


© 2017 6724

Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи