СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
5 самых популярных подвижных народных игр
«У медведя во бору»
Нужно выбрать медведя, который ложится спать в «берлогу», то есть садится на скамейку или стул, встает в очерченный на асфальте или земле круг. Остальные участники медленно подходят к берлоге и говорят:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит!
При словах «Грибы, ягоды беру» участники наклоняются к земле, как будто в самом деле что-то ищут там. «А медведь не спит» — в этот момент «медведь» должен открыть глаза, после слова «рычит» выйти из берлоги и догонять участников игры, которые разбегаются врассыпную. Пойманный становится «медведем». Если никого поймать не удалось, то «медведь» возвращается обратно, а игра начинается снова.
Перед игрой можно рассказать детям о повадках хозяина леса: он крупный, косолапый, ходит переваливаясь с ноги на ногу, любит лакомиться ягодами, на зиму впадает в спячку, укрываясь в берлоге. Участник, выбранный на роль медведя, наверняка захочет как следует
«Золотые ворота»
Сначала нужно выбрать двух высоких участников: они отходят поодаль и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной». После этого они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота».
Остальные участники берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Игроки, изображающие ворота, поют или говорят речитативом:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» опускаются при слове «вас» и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, участники невольно ускоряют шаг, порой переходя на бег, пытаются избежать участи быть пойманными. А «ворота» произносят текст с разной скоростью, поэтому игра становится более подвижной и весёлой. Пойманного игрока спрашивают, чью сторону он хочет занять: «солнца» или «луны». После этого он встаёт возле того участника, которого выбрал.
Когда все участники будут пойманы «воротами» и выберут сторону, которую они хотят занять, начинается перетягивание каната двумя командами — «луны» и «солнца».
«Колокольцы-бубенцы»
Игpающие образуют круг. Hа сеpедину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани. Все остальные поют:
Колокольцы-бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.
«Пустое место»
Участники образуют круг, водящий находится за его пределами. Все игроки в круге кладут руки за спину. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до чьей-либо руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они «здороваются» друг с другом кивком и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Тот, кто не успел встать в круг, становится водящим. Участники в круге могут выкрикивать имена, поддерживая соревнующихся.
«Бояре»
Участники делятся на две равные команды, которые выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поёт. Под первую строчку делает шаг вперед, под вторую — отступает назад. Затем двигается и поёт свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут следующий диалог:
1 команда:
Бояре, а мы к вам пришли.
Молодые, а мы к вам пришли!
2 команда:
Бояре, а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
1 команда:
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
2 команда:
Бояре, а какая вам мила?
Молодые, а какая вам мила?
Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту», продолжают игру:
1 команда:
Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
2 команда:
Бояре, она глупая у нас!
Молодые, она глупая у нас!
1 команда:
Бояре, а мы плёточкой её!
Молодые, а мы плёточкой её!
2 команда:
Бояре, она плёточки боится!
Молодые, она плёточки боится!
1 команда:
Бояре, а мы пряничком её!
Молодые, а мы пряничком её!
2 команда:
Бояре, у ней зубки болят!
Молодые, у ней зубки болят!
1 команда:
Бояре, а мы к доктору сведём!
Молодые, а мы к доктору сведём!
2 команда:
Бояре, она доктора боится!
Молодые, она доктора боится!
1 команда:
Бояре, не валяйте дурака!
Отдавайте нам невесту навсегда!
После этого команда «женихов» крепко берётся за руки, а «невеста» разбегается и старается прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.
© 2020, Сафронова Светлана Александровна 123