СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Сочинение по живописи мастеров Палеха (по личным впечатлениям и с использованием материала двух текстов, сложных для запоминания)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Какие черты (сюжеты рисунков, их компо­зиция, цвет, набор деталей, материал для изделия и материал для укра­шения рисунков, авторская манера и т. п.) отличают палехский стиль в живописи? Какое впечатление произвели на вас рисунки палехских мастеров? Напишите об этом сочинение на тему «Прекрасный мир живо­писи Палеха».

Средства обучения: рисунки И. И. Голикова и других мастеров Палеха (или их предварительное рассматривание).

Что такое условность? Попробуем-ка раскусить твёрдый орешек.

Это как условие в игре. Начали играть в прятки, и все пря­чутся, а один ищет. И никто не удивляется и не возражает, ни сами играющие, ни зрители: ведь таково условие. Есть и другие игры. В городках, к примеру, иные правила. Там палкой – битóй – бьют по рюхам и после фигуры «самолёт» обязательно ставят фигуру «закрытое письмо», а не наоборот: таково усло­вие. В том, как укладываются городки, можно при некоторой доле фантазии разглядеть и самолёт и письмо: для этих фигур взято из жизни самое характерное. А разве алфавит не услов­ность? Но разве это кого-нибудь смущает? Нет, к этой условности привыкли и её приняли.

Примерно так же вошли своеобразные условия и в живопись Палеха. Перспектива не как на самом деле, когда близкие пред­меты или фигуры кажутся крупнее, а будто в одной плоскости. Похоже на то, как в простоте душевной рисуют дети: позы не как в жизни, а чуть картиннее, декоративнее; головы не по анатомии, а для статности фигур – чуть поменьше. И складки на одеждах развеваются совсем не такие, какие вышли бы на фотографии, а их располагают, «строят», гармонично и изящно; не просто про­светления дают на возвышенных местах, а нарядную золотую чеканку. Фотограф скажет, что это неверно, протоколист обвинит в искажении действительности или в приукрашивании, а зритель, у которого чуткая к ритму и краскам душа, восхищённо оценит:

– Красота!

Для него живопись Палеха – это особый, прекрасный мир.

229 слов

Ю. Арбат. Добрым людям на загляденье

Вот она лежит на ладони, чёрная лакированная коробочка-марочница, меньше чем вполовину спичечного коробка. На крышке мелко-мелко нарисованная картинка: битва. Грудь в грудь свирепо бьются два всадника; один – на яростном красном коне, другой – на вздыбленном синем; первый – воин Суздальской Ру­си, второй – беспощадный ордынец Батыя. А рядом в неистовом клубке схватки можно различить много других бойцов и коней. Три поверженных воина лежат на земле, и тут же падает с серого жеребца смертельно раненный татарин; бешено взвился зелёный конь, лишившийся хозяина.

Головы людей – с просяное зернышко, а на лицах заметно и выражение азарта борьбы, и гнев, и удаль, и торжество. Нарисо­ваны глаза, брови, чешуя на кольчугах, копья, уздечки, складки на одежде. И вокруг – тончайшее золотое убранство – точно по крохотной картине рассыпана сияющая зернь и каждая золотая крупинка замерла на том месте, где ей и быть надлежит.

Кто же мог создать такое чудо?

Битву на маленькой коробочке написал скромный русский человек, милый и талантливый. Он работал, даже не думая о том, что дался ему такой талант, и всю жизнь мучился из-за невозможности воплотить фантастические видения, нарисованные его вольным воображением. Это житель Палеха, что семь веков стоит на Суздальской земле, ныне Ивановской области, Иван Ива­нович Голиков, бывший иконописец.

196 слов

Ю. Арбат. Добрым людям на загляденье

Подготовка учащихся

1. Сравните два текста. Чем они отличаются по содержанию?

Ответ: в 1-ом тексте рассказывается об особенностях стиля палех­ской живописи вообще, безотносительно к отдельному рисунку, о при­метах условности её образов. Во 2-ом тексте выражено живое впечат­ление рассказчика, рассматривающего изображение битвы на маленькой коробочке.

2. Какие общие особенности разных рисунков палехской живописи названы в 1-ом тексте?

Ответ: перспектива не как на самом деле, позы не как в жизни, головы не по анатомии, складки на одеждах располагают, «строят», гармонично и изящно, не просто просветления дают на возвышенных местах, а нарядную золотую чеканку.

3. Какие особенности палехской живописи отражены во 2-ом тексте?

Ответ: фантастические цвета (кони, например, красные, синие, зелёные), сияющая зернь, тончайшее золотое убранство, на лицах заметно и выражение, выписаны мелкие детали –глаза, брови, чешуя на кольчугах, копья, уздечки, складки на одежде.

4. Как выражено производимое картинками впечатление на зрителя в каждом из текстов?

Ответ: в 1-ом тексте – обобщённо, как мнение зрителя вообще – Красота! Во 2-ом тексте выражено впечатление от одной из конкрет­ных картин на маленькой коробочке, здесь изображение показано в его мельчайших деталях, в яркой образной форме, с использованием специальных выразительно-изобразительных и оценочных средств. Среди них имена существительные с образным значением – в клубке схватки, азарта борьбы; имена прилагательные – эпитеты – на яростном крас­ном коне, беспощадный ордынец Батыя, в неистовом клубке схватки, тончайшее золотое убранство; изобразительные глаголы и причастия – на вздыбленном синем, три поверженных воина, взвился зелёный конь, по крохотной картине рассыпана сияющая зернь, золотая крупинка замерла; наречия – мелко-мелко нарисованная, бешено взвился зелёный конь; иные образные средства: сравнения – головы людей с просяное зер­нышко, тончайшее золотое убранство – точно по крохотной картине рас­сыпана сияющая зернь; лексические повторы – грудь в грудь; слова, образованные с помощью уменьшительных суффиксов, – коробочка-ма­рочница, картинка, зёрнышко, уздечка, крупинка.

5. Есть ли что-либо общее в двух текстах, кроме их общей темы и идеи?

Ответ: тексты имеют сходство в построении: каждый из них состоит из двух, чётко разграничивающихся частей. 1-ый текст начинается с объяснения смысла слова условность на примерах, понятных, по мнению автора, детям, а заканчивается описанием условностей в палехской жи­вописи. Эмоциональность 1-ого текста набирает силу только к его концу.

2-ой текст, наоборот, начинается с эмоционального описания палех­ского рисунка (это первая часть текста), к концу же текста эта эмо­циональность плавно переходит в нейтральную биографическую справку об исполнителе столь выразительного и необычного (самобытного) рисунка.

6. В чём ценность палехской живописи, по-вашему?

Возможный ответ: например, в её самобытности, в том, что она оригинальна, красива.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 154–157.

https://www.youtube.com/watch?v=rurFKRxPqHA

Категория: Всем учителям
05.04.2017 23:58


© 2017 882

Рекомендуем курсы ПК и ПП

Похожие записи