© 2017 882
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Какие черты (сюжеты рисунков, их композиция, цвет, набор деталей, материал для изделия и материал для украшения рисунков, авторская манера и т. п.) отличают палехский стиль в живописи? Какое впечатление произвели на вас рисунки палехских мастеров? Напишите об этом сочинение на тему «Прекрасный мир живописи Палеха».
Средства обучения: рисунки И. И. Голикова и других мастеров Палеха (или их предварительное рассматривание).
Что такое условность? Попробуем-ка раскусить твёрдый орешек.
Это как условие в игре. Начали играть в прятки, и все прячутся, а один ищет. И никто не удивляется и не возражает, ни сами играющие, ни зрители: ведь таково условие. Есть и другие игры. В городках, к примеру, иные правила. Там палкой – битóй – бьют по рюхам и после фигуры «самолёт» обязательно ставят фигуру «закрытое письмо», а не наоборот: таково условие. В том, как укладываются городки, можно при некоторой доле фантазии разглядеть и самолёт и письмо: для этих фигур взято из жизни самое характерное. А разве алфавит не условность? Но разве это кого-нибудь смущает? Нет, к этой условности привыкли и её приняли.
Примерно так же вошли своеобразные условия и в живопись Палеха. Перспектива не как на самом деле, когда близкие предметы или фигуры кажутся крупнее, а будто в одной плоскости. Похоже на то, как в простоте душевной рисуют дети: позы не как в жизни, а чуть картиннее, декоративнее; головы не по анатомии, а для статности фигур – чуть поменьше. И складки на одеждах развеваются совсем не такие, какие вышли бы на фотографии, а их располагают, «строят», гармонично и изящно; не просто просветления дают на возвышенных местах, а нарядную золотую чеканку. Фотограф скажет, что это неверно, протоколист обвинит в искажении действительности или в приукрашивании, а зритель, у которого чуткая к ритму и краскам душа, восхищённо оценит:
– Красота!
Для него живопись Палеха – это особый, прекрасный мир.
229 слов
Ю. Арбат. Добрым людям на загляденье
Вот она лежит на ладони, чёрная лакированная коробочка-марочница, меньше чем вполовину спичечного коробка. На крышке мелко-мелко нарисованная картинка: битва. Грудь в грудь свирепо бьются два всадника; один – на яростном красном коне, другой – на вздыбленном синем; первый – воин Суздальской Руси, второй – беспощадный ордынец Батыя. А рядом в неистовом клубке схватки можно различить много других бойцов и коней. Три поверженных воина лежат на земле, и тут же падает с серого жеребца смертельно раненный татарин; бешено взвился зелёный конь, лишившийся хозяина.
Головы людей – с просяное зернышко, а на лицах заметно и выражение азарта борьбы, и гнев, и удаль, и торжество. Нарисованы глаза, брови, чешуя на кольчугах, копья, уздечки, складки на одежде. И вокруг – тончайшее золотое убранство – точно по крохотной картине рассыпана сияющая зернь и каждая золотая крупинка замерла на том месте, где ей и быть надлежит.
Кто же мог создать такое чудо?
Битву на маленькой коробочке написал скромный русский человек, милый и талантливый. Он работал, даже не думая о том, что дался ему такой талант, и всю жизнь мучился из-за невозможности воплотить фантастические видения, нарисованные его вольным воображением. Это житель Палеха, что семь веков стоит на Суздальской земле, ныне Ивановской области, Иван Иванович Голиков, бывший иконописец.
196 слов
Ю. Арбат. Добрым людям на загляденье
Подготовка учащихся
1. Сравните два текста. Чем они отличаются по содержанию?
Ответ: в 1-ом тексте рассказывается об особенностях стиля палехской живописи вообще, безотносительно к отдельному рисунку, о приметах условности её образов. Во 2-ом тексте выражено живое впечатление рассказчика, рассматривающего изображение битвы на маленькой коробочке.
2. Какие общие особенности разных рисунков палехской живописи названы в 1-ом тексте?
Ответ: перспектива не как на самом деле, позы не как в жизни, головы не по анатомии, складки на одеждах располагают, «строят», гармонично и изящно, не просто просветления дают на возвышенных местах, а нарядную золотую чеканку.
3. Какие особенности палехской живописи отражены во 2-ом тексте?
Ответ: фантастические цвета (кони, например, красные, синие, зелёные), сияющая зернь, тончайшее золотое убранство, на лицах заметно и выражение, выписаны мелкие детали –глаза, брови, чешуя на кольчугах, копья, уздечки, складки на одежде.
4. Как выражено производимое картинками впечатление на зрителя в каждом из текстов?
Ответ: в 1-ом тексте – обобщённо, как мнение зрителя вообще – Красота! Во 2-ом тексте выражено впечатление от одной из конкретных картин на маленькой коробочке, здесь изображение показано в его мельчайших деталях, в яркой образной форме, с использованием специальных выразительно-изобразительных и оценочных средств. Среди них имена существительные с образным значением – в клубке схватки, азарта борьбы; имена прилагательные – эпитеты – на яростном красном коне, беспощадный ордынец Батыя, в неистовом клубке схватки, тончайшее золотое убранство; изобразительные глаголы и причастия – на вздыбленном синем, три поверженных воина, взвился зелёный конь, по крохотной картине рассыпана сияющая зернь, золотая крупинка замерла; наречия – мелко-мелко нарисованная, бешено взвился зелёный конь; иные образные средства: сравнения – головы людей с просяное зернышко, тончайшее золотое убранство – точно по крохотной картине рассыпана сияющая зернь; лексические повторы – грудь в грудь; слова, образованные с помощью уменьшительных суффиксов, – коробочка-марочница, картинка, зёрнышко, уздечка, крупинка.
5. Есть ли что-либо общее в двух текстах, кроме их общей темы и идеи?
Ответ: тексты имеют сходство в построении: каждый из них состоит из двух, чётко разграничивающихся частей. 1-ый текст начинается с объяснения смысла слова условность на примерах, понятных, по мнению автора, детям, а заканчивается описанием условностей в палехской живописи. Эмоциональность 1-ого текста набирает силу только к его концу.
2-ой текст, наоборот, начинается с эмоционального описания палехского рисунка (это первая часть текста), к концу же текста эта эмоциональность плавно переходит в нейтральную биографическую справку об исполнителе столь выразительного и необычного (самобытного) рисунка.
6. В чём ценность палехской живописи, по-вашему?
Возможный ответ: например, в её самобытности, в том, что она оригинальна, красива.
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. – С. 154–157.
https://www.youtube.com/watch?v=rurFKRxPqHA
© 2017 882