© 2017 1148
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Никольский Георгий Евлампиевич. Иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина «Узник»
«Узник» – одно из самых ярких романтических стихотворений А. С. Пушкина, воспевающих неутолимую жажду свободы. Вожделенная свобода рядом, за решёткой; ею наслаждается птица, и она зовёт пленника разделить свободу с ней… Но увы!
Общий смысл ясен, как прозрачный ручей. Но важны и детали. А они могут быть восприняты правильно только внимательным и вдумчивым читателем. Вспомним стихотворение.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!.»
Нередко мы сталкиваемся с небрежным прочтением первой строфы, когда точка после начальной строки не замечается, «не читается», и в результате слова Вскормлённый в неволе орёл молодой понимаются как определение лирического героя, выраженного формой глагола 1-го лица Сижу. И это несмотря на то, что в таком случае непонятными, «зависшими» оказываются другие фрагменты текста. Если, допустим, узник не человек, а птица, то почему он за решёткой: ведь птичья неволя – это клетка?! Да и о каком товарище орла – птицы гордой и одинокой по образу жизни – была бы тогда речь? Вот с человеком действительно умеют дружить самые разные животные и птицы. А если всё-таки узник – человек, то он вряд ли стал бы величать себя орлом – такую оценку человек, если, конечно, заслужит, может получить от других. Одним словом, возникают сплошные «нескладушки», если к знакам препинания относиться свысока.
Однако в данном стихотворении есть над чем задуматься и прилежному любителю поэзии. Здесь дважды употреблено существительное окно в роли обстоятельств: …клюет под окном… и …смотрит в окно… Эти обстоятельства могут восприниматься неоднозначно: с какой стороны от окна клюёт и смотрит в него орёл – из темницы или с воли? И что он высматривает в окне: своего товарища, которого зовёт улететь, или отнятую свободу? Сама по себе форма под окном указывает на положение чего-либо ниже окна; вместе с тем она допускает двоякое толкование расположения предмета по отношению к окну в горизонтальной плоскости. В стихах Пушкина встречаются оба значения; ср.:
Меж тем печально, под окном,
Индейки с криком выступали
Вослед за мокрым петухом;
Три утки полоскались в луже…
(«Граф Нулин»).
… И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром.
(«Евгений Онегин»).
В пользу обеих версий обнаруживаются аргументы и в контексте нашего стихотворения. Не говорят ли, например, о заточении птицы вместе с человеком такие штрихи, как вскормлённый в неволе, мой грустный товарищ (опять же – по неволе?)? И не оттого ли орёл так стремится к небесным просторам, что они ему недоступны; не побег ли он задумал заодно с человеком?
Но другие компоненты текста отвергают такое толкование. Хотя бы то, что молодой орёл, будучи вскормлен в неволе, фактически мог бы летать на воле (если бы не был обескрылен, как сказано в первой редакции стихотворения), что никак не совмещается с теперешним гипотетическим заточением.
А что означает фраза кровавую пищу клюет под окном? Кровавая пища – это то, чем обычно живёт хищная птица, это её добыча. Кровавая пища здесь – типичный, узнаваемый образ, – характерный признак, кстати, пушкинской поэзии вообще. Что касается неволи, то это существительное вовсе не обязательно предполагает «нахождение за решёткой, под замком». У Пушкина оно имеет расширенное значение, о чём свидетельствует история создания стихотворения.
Вот что пишет по этому поводу известный пушкинист Д. Благой: «Вскормлённый в неволе орёл молодой находится во дворе Кишинёвского острога; о посещении острога в 1821 г. Пушкин записал в своём дневнике». Наконец, не оставляет сомнений и толкование художественного конфликта произведения: резкий контраст между безнадёжностью положения героя и свободой птицы.
Источник: Карпухин С. А. Читая Пушкина… // Русский язык в школе и дома. 2007. – № 3. – С. 18–19.
А. С. Пушкин. «Узник». Читает А. Кутепов // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков
А. С. Пушкин. «Узник». Читает Авангард Леонтьев
Ф. И. Шаляпин. «Узник»
78 об/мин, Ленинградский завод, 1948г. Муз. А. Рубинштейна, сл. А. С. Пушкина
«Узник». Муз. Ирина Грибулина, сл. А. С. Пушкин, поёт Е.Гусева
© 2017 1148