СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обратить внимание на проблему адаптации пятиклассников и те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Проведён сравнительный анализ качества знаний по математике учеников бывшего 4 класса и настоящих пятиклассников, определены причины снижения успеваемости учеников 5 класса. Выявлены признаки успешной адаптации и дезадаптации учащихся. Были определены следующие критерии возрастных особенностей младшего подростка и их готовности к обучению в средней школе, которые необходимо учитывать при работе с пятиклассника-ми в условиях адаптационного периода:

? повышенная утомляемость;

? потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

? стремление обзавестись верным другом;

? стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

? повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

? стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

? отсутствие авторитета возраста;

? отвращение к необоснованным запретам;

? восприимчивость к промахам учителей;

? переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

? отсутствие адаптации к неудачам;

? отсутствие адаптации к положению “худшего”;

? ярко выраженная эмоциональность;

? требовательность к соответствию слова делу;

Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны:

? уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

? уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;

? стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

? уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

? иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

? уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

? уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Критерии готовности к обучению в средней школе:

сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);

качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Признаки успешной адаптации:

? удовлетворенность ребенка процессом обучения;

? ребенок легко справляется с программой;

? степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

? удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

? Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

? Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

? Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

? Нежелания выполнять домашние задания.

? Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

? Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

? Беспокойный сон.

? Трудности утреннего пробуждения, вялость.

? Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Анализ учебной деятельности пятиклассников выявил следующие показатели увеличения объёма учебного материала и психологической нагрузки:

Показатели для сравнения

4 класс

5 класс

1. Количество предметов

10 – 11

предметов

13

предметов

2. Количество часов по учебному плану

26

часов

33

часа

3. Количество учителей

1

учитель

много

учителей

4. Время, отводимое на приготовление домашнего задания.

1 - 2

часа

2 -2,5

часа

Сравнительный анализ итоговых контрольных работ по математике за 4 класс и стартовых контрольных работ за 5 класс выявил следующее:

Итоговая работа 4 класс

Стартовая работа 5 класс

класс

Писали работу

23

17

15

22

14

18

«5»

6

1

3

3

2

1

«4»

10

12

6

4

4

4

«3»

5

2

4

2

3

4

«2»

2

2

2

13

5

9

успеваемость

91,3

88,2

86,7

40,9

64,3

50,0

качество

69,6

76,5

60,0

31,8

42,9

27,8

СОУ

63,0

56,9

57,1

36,8

45,3

34,8

Средний балл

3,9

3,7

3,7

2,9

3,2

2,8

Причины снижения:

? очень много разных учителей;

? непривычное расписание;

? много новых кабинетов;

? новый классный руководитель;

? возросший темп работы;

? возросший объем работ в классе и домашнего задания;

? рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

? ослабление или отсутствие контроля;

? необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей;

? слабое развитие навыков самостоятельной работы;

? своеобразие подросткового возраста.

На основании вышеизложенного, можно сделать выводы:

возникают проблемы по математике в основном из-за усложнения учебного материала и увеличения объёма работ как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания.

Рекомендации:

педагогу и классному руководителю в дальнейшей работе с классом учитывать возрастные особенности учеников 5 класса, для снижения уровня тревожности и снижения признаков дезадаптации учеников.

Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.

Категория: Всем учителям
25.12.2015 16:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП