СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: обратить внимание на проблему адаптации пятиклассников и те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Проведён сравнительный анализ качества знаний по математике учеников бывшего 4 класса и настоящих пятиклассников, определены причины снижения успеваемости учеников 5 класса. Выявлены признаки успешной адаптации и дезадаптации учащихся. Были определены следующие критерии возрастных особенностей младшего подростка и их готовности к обучению в средней школе, которые необходимо учитывать при работе с пятиклассника-ми в условиях адаптационного периода:
? повышенная утомляемость;
? потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
? стремление обзавестись верным другом;
? стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
? повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
? стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
? отсутствие авторитета возраста;
? отвращение к необоснованным запретам;
? восприимчивость к промахам учителей;
? переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
? отсутствие адаптации к неудачам;
? отсутствие адаптации к положению “худшего”;
? ярко выраженная эмоциональность;
? требовательность к соответствию слова делу;
Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны:
? уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
? уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
? стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
? уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
? иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
? уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
? уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Критерии готовности к обучению в средней школе:
сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Признаки успешной адаптации:
? удовлетворенность ребенка процессом обучения;
? ребенок легко справляется с программой;
? степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
? удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
? Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
? Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
? Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
? Нежелания выполнять домашние задания.
? Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
? Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
? Беспокойный сон.
? Трудности утреннего пробуждения, вялость.
? Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Анализ учебной деятельности пятиклассников выявил следующие показатели увеличения объёма учебного материала и психологической нагрузки:
Показатели для сравнения |
4 класс |
5 класс |
1. Количество предметов |
10 – 11 предметов |
13 предметов |
2. Количество часов по учебному плану |
26 часов |
33 часа |
3. Количество учителей |
1 учитель |
много учителей |
4. Время, отводимое на приготовление домашнего задания. |
1 - 2 часа |
2 -2,5 часа |
Сравнительный анализ итоговых контрольных работ по математике за 4 класс и стартовых контрольных работ за 5 класс выявил следующее:
Итоговая работа 4 класс |
Стартовая работа 5 класс |
|||||||
класс |
4а |
4б |
4в |
5а |
5б |
5в |
||
Писали работу |
23 |
17 |
15 |
22 |
14 |
18 |
||
«5» |
6 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
||
«4» |
10 |
12 |
6 |
4 |
4 |
4 |
||
«3» |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
4 |
||
«2» |
2 |
2 |
2 |
13 |
5 |
9 |
||
успеваемость |
91,3 |
88,2 |
86,7 |
40,9 |
64,3 |
50,0 |
||
качество |
69,6 |
76,5 |
60,0 |
31,8 |
42,9 |
27,8 |
||
СОУ |
63,0 |
56,9 |
57,1 |
36,8 |
45,3 |
34,8 |
||
Средний балл |
3,9 |
3,7 |
3,7 |
2,9 |
3,2 |
2,8 |
||
Причины снижения:
? очень много разных учителей;
? непривычное расписание;
? много новых кабинетов;
? новый классный руководитель;
? возросший темп работы;
? возросший объем работ в классе и домашнего задания;
? рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
? ослабление или отсутствие контроля;
? необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи учителей;
? слабое развитие навыков самостоятельной работы;
? своеобразие подросткового возраста.
На основании вышеизложенного, можно сделать выводы:
возникают проблемы по математике в основном из-за усложнения учебного материала и увеличения объёма работ как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания.
Рекомендации:
педагогу и классному руководителю в дальнейшей работе с классом учитывать возрастные особенности учеников 5 класса, для снижения уровня тревожности и снижения признаков дезадаптации учеников.
Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.
© 2015, Рязанцева Марина Алексеевна 972