СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптация ребенка в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация – это свойство организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Различают биологическую и социальную адаптацию.

Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей довольно труден, так как изменяются привычная обстановка распорядок дня. Длительное совместное пребывание довольно большого количества детей увеличивает возможность их инфицирования (дети, посещающие дошкольные учреждения болеют чаще тех, кто воспитывается в семье) и приводит к более острому, чем в семейных условиях утомлению.

Установлено, что особенно часто дети болеют в начальный период своего пребывания в дошкольном учреждении, т. е. в период адаптации (привыкания) к новым условиям жизни, так как при этом происходит ломка установившегося у ребенка в домашних условиях стереотипа. В тех случаях, когда детей постепенно готовят к жизни в коллективе, они приспосабливаются к нему значительно быстрее и легче.

Различают 3 формы адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Легкая адаптация. При этой форме адаптации нарушения в поведении наблюдаются в течение 20—30 дней. Возможно незначительное снижение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Снижение аппетита, отказ от еды в первые дни пребывания компенсируются повышением аппетита в тот отрезок дня, когда ребенок находится дома. Восстановление сна в условиях сада происходит в течение 7— 10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировочная и речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуются за 15—20 дней, иногда быстрее.

Заболеваний в этот период у детей практически не возникает. Легкая адаптация отмечается в основном у детей моложе 8— 9 мес. или старше 1,5 года с благополучным анамнезом и хорошим состоянием здоровья. У детей третьего года жизни при поступлении, как правило, уже имеется сформировавшаяся потребность в общении со сверстниками, что облегчает привыкание к коллективу.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более ярко выражены и более длительны. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше 20— 30-го дня. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, в это же время наблюдаются первые проявления контактов с другими детьми, речевая активность не восстанавливается в течение 20—40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение 1-го месяца; отмечается значительная задержка двигательной активности, е восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

Такое течение адаптации регистрируется у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте от 9 мес. до 1,5 года либо у детей любого возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или неблагоприятный социальный анамнез.

Тяжелая адаптация. Такая адаптация встречается у 8—9 % детей и характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 мес и больше) и тяжестью всех проявлений.

Этот вид адаптации протекает в двух вариантах. При первом из них ребенок заболевает в первые 10 дней после поступления и затем продолжает повторно болеть от 4 до 12 раз и более в течение года, что приводит к снижению реактивности ребенка и показателей физического и нервно-психического развития. Такой вариант тяжелой адаптации встречается, как правило, у детей первых полутора лет жизни, имеющих отягощенный анамнез (низкая оценка по шкале Апгар, токсикозы беременности, осложнения в родах, заболевания периода новорожденности).

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с преневротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, его восстановление начинается не ранее третьей недели пребывания ребенка в учреждении. В отдельных случаях может возникать стойкая потеря аппетита или невротическая рвота при кормлении. Наблюдается нарушение сна (медленное засыпание, плач при пробуждении ребенка). Ребенок старается избегать контактов со сверстниками, стремится к уединению и может быть агрессивным.

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо:

Подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.

Прежде всего, районный педиатр должен обратить внимание на состояние здоровья ребенка и, если нужно, провести необходимые оздоровительные мероприятия, поскольку здоровый организм легче может справиться с трудностями адаптационного периода. До поступления ребенка в коллектив следует максимально приблизить его домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходимо, чтобы правильно были организованы его бодрствование и сон, по возможности ликвидированы такие привычки, как укачивание, сосание пустышки и т.д. После вакцинации ребенка можно отправлять в дошкольное учреждение не раньше, чем через месяц, а при заболевании — после полного выздоровления, подтвержденного районным педиатром.

Действия воспитателя к приему новых детей.

Воспитателя заранее предупреждают, когда придет новый ребенок. Следует определить, чем его кормить, где уложить спать. Если ребенок поступает в старшую группу, то об этом сообщают и детям. Воспитатель обсуждает с ними, как встретить поступающего, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Всех вновь поступающих детей окружают вниманием, лаской, заботой. Недопустимо принимать в группу сразу много новых детей. Их должно быть не более трех в неделю. Прием следует организовать в разные дни недели.

Педагогу необходимо еще до поступления ребенка в группу выяснить особенности его воспитания в семье, домашний режим, способы кормления, укладывания для сна, узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя малыша, которым его называют в семье, его любимые игрушки или занятия, любимые блюда, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки.

В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания для сна. Ни в коем случае его нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызывать и не закреплять на долгое время отрицательное отношение к окружающей обстановке, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, покормить из соски, дать любимую игрушку. Временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже если они противоречат установленным в детском учреждении правилам, помогут ему легче адаптироваться к новым условиям.

Продолжительность пребывания вновь поступивших детей в дошкольном учреждении следует увеличивать постепенно. В течение первый недели ребенок должен быть там не более З ч в день. Это время увеличивают в зависимости от эмоционального состояния ребенка. Обычно требуется две—три недели, чтобы ребенок во мере нормализации поведения мог находиться в дошкольном учреждении 10— 12 ч. Нельзя в первые дни проводить какие-либо травмирующие ребенка процедуры: делать инъекции, стричь волосы или ногти. Все это должно быть сделано еще до его поступления в дошкольное учреждение.

Наблюдение за поведением ребенка.

В течение периода адаптации воспитатель внимательно наблюдает за поведением ребенка.Иногда, при ярко выраженном нарушении эмоционального состояния, целесообразно на два—три дня отдать ребенка домой. Щадящий домашний режим необходим и тем детям, у которых наблюдается даже легкое покраснение зева или умеренные выделения из носа. На фоне некоторого снижения сопротивляемости организма эти явления свидетельствуют о начавшейся активизации бактериальной и вирусной флоры, что может привести к развитию острого респираторного заболевания.

«Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, было создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием. А это зависело в первую очередь от меня, от умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.

Одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе явилось проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником.

В этот день детей и их родителей встречали оба воспитателя, их помощник. Мы знакомили детей и родителей с группой (показывали шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводили игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвовали и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели.

Праздник завершился чаепитием, подготовленным с помощью родителей. Детей в первый день забрали сразу после обеда, чтобы родители все время пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.

Первое знакомство с воспитателями и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними (например, организация группового праздника).

Опыт работы показал, что проведение Праздника Знакомства необходимо, причем его эффект проявляется, даже если его провести в середине сентября в виде своеобразного родительского собрания или утренника, который проводится после полдника: дети с большим удовольствием начинают ходить в детский сад, родители больше доверяют воспитателям, интересуются их работой, предлагают свою помощь и т. д.

Одной из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрей и безболезненней освоиться в новой ситуации, почувствовать себя уверенней, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и

поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д.

Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

1)знакомство, сближение детей между собой;

2)знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

3)знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4)знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);

5)знакомство с педагогами и персоналом детского сада;

6)знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы. Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр (описание таких игр прилагается). Проведение таких игр требует от взрослого знание и четкое выполнение определённых правил:

Первое и самое важное правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять.

Правило второе: Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

Правило третье: Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять четвертое правило: Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным.

И последнее, но отнюдь не маловажное пятое правило. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «Неверно, не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.»

26.10.2018 09:58


Рекомендуем курсы ПК и ПП