СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
По статистике, 99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Переход в разряд школьников для детей – весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Появляются дополнительные обязанности. Успешность обучения к школе зависит от подготовленности ребенка к школьному обучению.
Большинство первоклашек оказываются готовыми к школе, они в состоянии адаптироваться под изменившиеся физические, интеллектуальные, социальные и психологические нагрузки. Но есть дети, для которых адаптация проходит болезненно, а дальнейшее обучение вызывает ряд проблем. Готовность ребенка к школе определяют по следующим критериям:
Физическую готовность ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. На каждого ребенка заводится медицинская карта и все специалисты после осмотра ребенка пишут свое заключение.
Моторная готовность к школе - это не только умение владеть своим телом, но и способность воспринимать и ощущать его, направлять и контролировать произвольные движения (развитие тонкой моторики, которая необходима для освоения письма. У каждого ребенка своя скорость овладения движениями руки при письме, это связано с индивидуальным развитием участков мозга отвечающих за эту функцию).
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. Перед школой ребенок должен обязательно посетить логопеда, который даст заключение о развитие речи.
Интеллектуальная готовность к школе - это не умение читать, считать, писать буквы, как думают большинство родителей. О развитом интеллекте ребенка говорит любознательный и пытливый ум. Об интеллектуальной готовности ребенка к школе говорит умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Кроме этого сюда входит и познавательная активность, которая также определяет готовность ребенка к школе, его желание получать новые знания. А также когнитивные умения: концентрировать и удерживать внимание и развитие слуховой и зрительной памяти. Если когнитивные способности неразвиты, то ребенок не готов к школе. На уроке очень важно уметь концентрировать внимание, не отвлекаться на другие раздражители, которых будет очень много. Ребенок готов к школе, если он способен, не утомляясь, удержать внимание на решение поставленной задачи в течение 15-20 минут. Ребенок должен уметь запоминать и удерживать в памяти полученную недавно слуховую и зрительную информацию и связывать, и анализировать ее с тем, что ему объясняют сейчас. Ребенок должен делать и изучать не только то, что ему интересно, но и то, что ново для него. Особо хочется уделить внимание запоминанию и заучиванию. Если ребенок не понимает материал, ему надо его объяснить на более доступном уровне (при написании букв). Интеллектуальная готовность ребенка к школе определяется его навыками логического мышления, умением связывать и определять закономерности процессов, которые можно выразить словами «продолжи», «если», «то», «потому что». Например, человек берет зонт выходя на улицу, потому что … (на улице дождь). Ребенок должен понимать текст, который ему читают и отвечать на логические вопросы по этому тексту. Педагогическая готовность - это умение писать, читать, считать, пересказывать. Многие родители ошибочно считают педагогическую готовность к школе самой важной и решающей. Но это не так, потому что другие качества личностные, интеллектуальные, мотивационные и психологические играют наибольшую роль и определяют успешное обучение ребенка в дальнейшем.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
В возрасте 6-7 лет стойкие приоритеты еще не расставлены, поэтому в 1 классе большинство материала подается в игровой форме. Но ко 2 классу он должен быть обязательно сформирован для успешной учебы. Отдельно из психологической готовности к школе можно выделить эмоциональную и мотивационную готовность.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. Чтобы ребенок был эмоционально готов к школе, он должен уметь управлять своими эмоциями. Ребенок не должен выставлять эмоции на показ, а должен их сдерживать и выражать словами. Школа оказывает большую эмоциональную нагрузку на ребенка, и он должен научиться преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, мешающие восприятию учебного процесса, которые могут привести к замыканию в себе. Ребенок, который не понимает задания или объяснения учителя, не должен психовать или отстраняться и заниматься своими делами. Это может привести к тому, что ребенок вообще не захочет учиться, а должен поднять руку и попросить объяснить еще раз. Также ребенок должен научиться переносить разочарование, например, он тянет руку, а его не спрашивают - значит, зачем стараться и делать задания. Ребенок должен понять, что он учится для себя, и если он все сделал правильно, то он молодец. В школе ребенок испытает массу разочарований, и он должен быть готов к этому. Но в школе он также получит и массу позитивных эмоций от общения и коллективной работы с одноклассниками. Мотивационная готовность к школе определяется желанием ребенка посещать школу, узнавать новые знания, желанием быть учеником. Ребенка надо мотивировать, создавать условия, которые подтолкнут его к желанию учиться в школе. Прежде всего нужно задействовать интерес ребенка к миру взрослых людей, большинство детей 6-7 лет осознают себя взрослыми и хотят походить на родителей. А школа для ребенка – это работа, которую надо выполнять, чтобы быть достойным членом общества. У ребенка нужно развивать познавательную потребность, интерес к процессу познания и обучения.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Под социальной готовностью понимают, насколько ребенок обладает умениями и навыками необходимыми для уживания в коллективе, насколько безболезненно ребенок может влиться в коллектив, приняв его правила и законы, как ребенок способен соотносить свои интересы и потребности с желаниями и интересами других членов коллектива. Также сюда входит общение со взрослыми преподавателями. Ученик должен уважать и в то же время не бояться своего учителя, он должен уметь задавать вопросы взрослым, просить их о помощи и отстаивать свою точку зрения, при этом он не должен переходить за рамки дозволенного поведения.
Ребенка, который полностью соответствовал бы всем требованиям, найти практически невозможно. Но, чем более подготовленным к школе будет ребенок на момент обучения, тем легче будет протекать сам процесс адаптации.
© 2022, Сибилёва Ирина Витальевна 136