СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Афоризмы шейха Мухаммад-афанди из Батлуха
Мухаммад-афанди из Батлуха, сын Сааду-хаджи, родился в 1915 году. С малых лет обучался чтению Корана и арабскому
языку. Прошел все тарикатские ступени муракаба при шейхе Хумайде-афанди из Андыха Шамильского района.
Шейх Мухаммад-афанди из Батлуха говорил.
* Мирские дела совершайте руками, но не сердцем.
Бедность - это легкость.
* Гость гостю рознь.
* Если человек, в первую очередь, не стесняется самого себя, - грош ему цена.
* Мудрый муж - тот, кто властвует над своей женой, делая вид, что подчиняется ей.
* Чтобы быть хитрым на 100%, надо стать подлым на 50%.
* Смерть тоже является одной из милостей Всевышнего Аллаха.
* Активность в каком-нибудь деле приносит баракат.
* Несказанное слово находится в нашей власти, сказанное - властвует над нами.
* В женщине, посетившей устаза, найдешь больше, чем в ученом, не являющемся мюридом.
* Жена испытывает мужа трижды: в первую брачную ночь, при рождении ребенка и в старости.
* Момент, когда муж обидел жену и оставил ее одну, - это первый шаг навстречу шайтану.
* Пусть даже горит лампа, но не будет света в доме твоем, если нет там жены.
* Не видавший тарикат - не поймет его, понявший - никогда не расскажет.
* Очень красиво, когда жена подчиняется мужу, а также когда дети подчиняются своим родителям.
* Слава Аллаху, что нет высоты, на которую я бы хотел подняться, и нет карьеры, которую я бы боялся потерять.
* В Коране указано два пути: путь шайтана, который возгордился, и путь Адама, который был скромен.
* Нужно, чтобы борода у некоторых росла не на лице, а на сердце.
* Не улыбнулись ангелы со дня сотворения Ада.
* Ум человека можно сравнить с едой, а соль для вкуса - это его знания.
* О человеке, который попусту теряет дни, отпущенные ему Аллахом, можно сказать, что он или явный дурак, или же
тайный многобожник.
* У красноречивого есть один недостаток - неумение молчать.
* Ум бывает двух видов: мирской, который в голове, и ахиратский, который в сердце.
* "Я люблю людей с чистыми сердцами, но с дряхлой и старой одеждой", - говорил Хумайд-афанди.
* Лучше плохой сын хорошего отца, чем наоборот, ведь когда-нибудь он возьмет пример с отца.
* Отдавайте деньги левой, а берите правой рукой.
* Ночью человек выходит по тем делам, которые не может сделать днем.
* Известность - это беда.
* Секундный хузур (искреннее, сосредоточенное поминание Аллаха и стремления приблизиться к Нему) лучше
тысячи сыновей.
* Две семьи никогда не уживутся в одном доме, какой бы огромный он ни был.
* Умный враг лучше, чем глупый друг.
* Несчастен не тот, кого настигли несчастья, а тот, кто во время несчастий не имеет сабр (терпение).
* Самая быстрая на свете - мысль, но быстрее нее настигает равхани (духовная сущность, душа устаза) своего
мюрида.
* Муршид из Уриба отказался сделать операцию глаз, сказав, что ему Аллахом дано было зрение лучше всех, а
теперь достаточно этого языка и этого сердца.
* Хумайд-афанди говорил, что на нас может перейти халь (состояние) не любимого нами человека.
* Перед смертью Мухаммад-ариф-афанди через каждую минуту повторял: "Аллах, Аллах, Аллах!"
* Когда едете на машине, мысленно представляйте перед собой Махмуда-афанди.
* Абдурахман-хаджи из Ассаба говорил: "Тарикат имеет шесть частей. Три из них следует делать в меньшей степени,
это употребление пищи, сон, разговоры. И три как можно больше, это зикр, мысли об Аллахе, посещение устазов".
* Он же сказал Хасану-афанди: "Я посадил в твоем сердце дерево по имени "Аллах", ты же вырасти его благодаря
саляту "истихара" (намаз с испрашивание помощи Аллаха в каком-либо деле).
* В предсмертный час человек начинает делать то, что больше всего делал в жизни, поэтому поминайте часто
Аллаха.
* Очень тяжело беречь сердце. Это невозможно, если не беречь глаза от недозволенного. Поэтому берегите глаза свои
при выходе, язык при людях и сердце в одиночестве.
* Служение Аллаху надо совершать с хузуром (искреннее, сосредоточенное поминание Аллаха и стремления
приблизиться к Нему) иначе оно не дойдет до Всевышнего, а будет стоять перед нашими глазами и обманывать наш
нафс.
* Самый низкий уровень мюрида - это кашф (внечувственное восприятие), и он самый опасный, так как мюрид будет
видеть все плохие стороны людей, кроме своих, и 'ужб (гордыня) овладеет им и собьет с правильного пути.
* Один мюрид стал видеть нехорошие стороны своего шейха. Однажды шейх спросил у него: "Как, видя это, ты
столько времени не отдалился от меня?". Мюрид ответил: "Это дело между Вами и Аллахом, мне же от Вас нужна
всего лишь помощь на пути ко Всевышнему".
* Тот, кто решил жениться, пусть готовит бездонный мешок, куда станет бросать все провинности и ошибки жены.
* Сайфулла-кади говорил: "Радоваться и ограничиваться тем, что у тебя есть, - лучше, чем несметные богатства и
золото".
* Дунья (все живое, бытие, мир) - это никях ахирата.
* Мир обветшал бы, не будь дураков.
* Приучайте девочек к работе; если нет работы дома, отправляйте к соседям.
* Один старец сказал: "Хотелось бы помолодеть на 1 день, чтобы рассказать молодости, что сделала с ней эта
старость".
* Пример мирских благ - это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее - она
убегает.
* Ум - это то, что меньше всего дано и больше всего нужно на этом свете.
* Гордыня - это горе, при котором никто не пожалеет.
* Человек не одумается, пока его не обзовут дураком.
* Дети должны находиться поблизости, чтобы наш халь (состояние) переходил на них.
* Пример сердца - это пример почвы: если нет влаги, зерно не даст всходы, также и сердце без воздействия угасает.
* Ум и мудрый совет, когда мы в нем нуждаемся, находится у других, а когда необходим другим, он есть у нас.
* Каждый раз, когда я закрываю глаза, Мухаммад-ариф будто живой предстает передо мной.
* Какая-то радость кроется в моем сердце, и, если прислушаться к нему, оказывается, эта радость - Саид-афанди,
которого я оставлю после себя.
* Бывают муршиды, как таямум для намаза (т.е. такие, которым дали разрешение в безвыходной ситуации), а Саид-
афанди идеален, словно совершенное омовение для намаза.
Ответы муршида из Батлуха на вопросы Саида-афанди
1. Салават-уль-машишият пусть читает тот, кто может и имеет желание. Это - основа шазилийского тариката.
2. Если куда-то опаздываете или спешите, необязательно перед салаватом читать хизбу-хатя Имама Наввави - Хасан-
афанди читал ее после ночного намаза.
3. Если на хатме (коллективное чтение зикра) присутствуют двое - разделите камешки между ними.
4. Истихфар Шазили можно писать и латинским шрифтом.
5. Если кто-нибудь попросит разрешения читать "Ассаламу 'алайка аюгьа набийю" 100 раз, можно дать его.
6. Можно дать разрешение читать хизбу Наввави тому, кто знает салават-уль-машишият.
7. Лучше сохранять порядок в чтении вирдов: например, сначала читать шазилийский, т.к. он дается первым, затем
накшибандийский
8. И женщины могут читать хатму, только между собой.
9. Хатму Раббани можно читать в любое время, в доме любого человека.
10. Вирд, пропущенный ввиду болезни, не обязательно возмещать.
11. Зикр, прочитанный на меджлисе (собрании), не отбрасывает обязанности вирда, данного устазом.
12. Традиция есть сладкое после хатму-салата к нам перешла от наших устазов.
13. Если мюрид не в силах исполнять 2 вирда, можно забрать накшбандийский, оставив шазилийский.
14. Когда я спросил, откуда брать воздух в легкие при совершении хабсу-нафас, ответил, что не имеет значения, можно и
через рот, и через нос. Лично я беру через нос.
15. Когда я сказал, что мне принесли землю с могилы Мамадибира, и спросил, что с нею делать, он ответил, пусть отнесут
на место.
16. Сказал, что можно читать намаз-тахият (намаз приветствия мечети) в новых мечетях.
17. Сказал, что "Бисмиллахи нур" - это дуа, а не вирд тариката.
18. Однажды мне принесли куски материи с могилы Махмуда-афанди, я отправил их поставить на место и спросил,
правильно ли я сделал, он сказал - да.
19. Я спросил у муршида: лучше вешать одежду на вешалку или же сложить ее? Он ответил: "Лучше складывать, хоть у
меня самого повешена".
20. Посоветовал: когда ложитесь спать, то, прочитав в ладони 1 раз суру "Аль-Ихлас" и обе суры "К'уль-Аг'узу", проведите
руками по телу (сверху ночной одежды!), чтобы быть защищенным от всего плохого.
21. Нельзя рабиту накшибандийского тариката и шазилийского делать одновременно.
22. Смотря на исти'дад (подготовленность) мюрида, можно сразу переходить на накшибандийский тарикат, оставив
шазилийский.
23. Нельзя вместе совершать муракабатуль-ма'ия и калбу (уровни духовного развития мюрида).
24. Когда я сказал, что у меня просят разрешения читать хатму в мечети, и спросил, что делать, он ответил, что прежние
устазы этого не делали.
25. В накшбандийской силсиле не запрещается упоминать имя Сайфуллы-кади. Муршид сказал, что тоже упоминает.
26. Я спросил, упоминать ли имя Мухаммад-хаджи из Ахалчи в силсиле, он ответил, что можно, но только после Хамзата-
афанди, и добавил, что устазов, которые не сделали нам таваджу' (направление духовного взора от одного сердца к
другому), необязательно упоминать, но можно.
Из книги "О муршиде из Батлуха"
Афоризмы шейха Мухаммад-афанди из Батлуха
Мухаммад-афанди из Батлуха, сын Сааду-хаджи, родился в 1915 году. С малых лет обучался чтению Корана и арабскому
языку. Прошел все тарикатские ступени муракаба при шейхе Хумайде-афанди из Андыха Шамильского района.
Шейх Мухаммад-афанди из Батлуха говорил.
* Мирские дела совершайте руками, но не сердцем.
Бедность - это легкость.
* Гость гостю рознь.
* Если человек, в первую очередь, не стесняется самого себя, - грош ему цена.
* Мудрый муж - тот, кто властвует над своей женой, делая вид, что подчиняется ей.
* Чтобы быть хитрым на 100%, надо стать подлым на 50%.
* Смерть тоже является одной из милостей Всевышнего Аллаха.
* Активность в каком-нибудь деле приносит баракат.
* Несказанное слово находится в нашей власти, сказанное - властвует над нами.
* В женщине, посетившей устаза, найдешь больше, чем в ученом, не являющемся мюридом.
* Жена испытывает мужа трижды: в первую брачную ночь, при рождении ребенка и в старости.
* Момент, когда муж обидел жену и оставил ее одну, - это первый шаг навстречу шайтану.
* Пусть даже горит лампа, но не будет света в доме твоем, если нет там жены.
* Не видавший тарикат - не поймет его, понявший - никогда не расскажет.
* Очень красиво, когда жена подчиняется мужу, а также когда дети подчиняются своим родителям.
* Слава Аллаху, что нет высоты, на которую я бы хотел подняться, и нет карьеры, которую я бы боялся потерять.
* В Коране указано два пути: путь шайтана, который возгордился, и путь Адама, который был скромен.
* Нужно, чтобы борода у некоторых росла не на лице, а на сердце.
* Не улыбнулись ангелы со дня сотворения Ада.
* Ум человека можно сравнить с едой, а соль для вкуса - это его знания.
* О человеке, который попусту теряет дни, отпущенные ему Аллахом, можно сказать, что он или явный дурак, или же
тайный многобожник.
* У красноречивого есть один недостаток - неумение молчать.
* Ум бывает двух видов: мирской, который в голове, и ахиратский, который в сердце.
* "Я люблю людей с чистыми сердцами, но с дряхлой и старой одеждой", - говорил Хумайд-афанди.
* Лучше плохой сын хорошего отца, чем наоборот, ведь когда-нибудь он возьмет пример с отца.
* Отдавайте деньги левой, а берите правой рукой.
* Ночью человек выходит по тем делам, которые не может сделать днем.
* Известность - это беда.
* Секундный хузур (искреннее, сосредоточенное поминание Аллаха и стремления приблизиться к Нему) лучше
тысячи сыновей.
* Две семьи никогда не уживутся в одном доме, какой бы огромный он ни был.
* Умный враг лучше, чем глупый друг.
* Несчастен не тот, кого настигли несчастья, а тот, кто во время несчастий не имеет сабр (терпение).
* Самая быстрая на свете - мысль, но быстрее нее настигает равхани (духовная сущность, душа устаза) своего
мюрида.
* Муршид из Уриба отказался сделать операцию глаз, сказав, что ему Аллахом дано было зрение лучше всех, а
теперь достаточно этого языка и этого сердца.
* Хумайд-афанди говорил, что на нас может перейти халь (состояние) не любимого нами человека.
* Перед смертью Мухаммад-ариф-афанди через каждую минуту повторял: "Аллах, Аллах, Аллах!"
* Когда едете на машине, мысленно представляйте перед собой Махмуда-афанди.
* Абдурахман-хаджи из Ассаба говорил: "Тарикат имеет шесть частей. Три из них следует делать в меньшей степени,
это употребление пищи, сон, разговоры. И три как можно больше, это зикр, мысли об Аллахе, посещение устазов".
* Он же сказал Хасану-афанди: "Я посадил в твоем сердце дерево по имени "Аллах", ты же вырасти его благодаря
саляту "истихара" (намаз с испрашивание помощи Аллаха в каком-либо деле).
* В предсмертный час человек начинает делать то, что больше всего делал в жизни, поэтому поминайте часто
Аллаха.
* Очень тяжело беречь сердце. Это невозможно, если не беречь глаза от недозволенного. Поэтому берегите глаза свои
при выходе, язык при людях и сердце в одиночестве.
* Служение Аллаху надо совершать с хузуром (искреннее, сосредоточенное поминание Аллаха и стремления
приблизиться к Нему) иначе оно не дойдет до Всевышнего, а будет стоять перед нашими глазами и обманывать наш
нафс.
* Самый низкий уровень мюрида - это кашф (внечувственное восприятие), и он самый опасный, так как мюрид будет
видеть все плохие стороны людей, кроме своих, и 'ужб (гордыня) овладеет им и собьет с правильного пути.
* Один мюрид стал видеть нехорошие стороны своего шейха. Однажды шейх спросил у него: "Как, видя это, ты
столько времени не отдалился от меня?". Мюрид ответил: "Это дело между Вами и Аллахом, мне же от Вас нужна
всего лишь помощь на пути ко Всевышнему".
* Тот, кто решил жениться, пусть готовит бездонный мешок, куда станет бросать все провинности и ошибки жены.
* Сайфулла-кади говорил: "Радоваться и ограничиваться тем, что у тебя есть, - лучше, чем несметные богатства и
золото".
* Дунья (все живое, бытие, мир) - это никях ахирата.
* Мир обветшал бы, не будь дураков.
* Приучайте девочек к работе; если нет работы дома, отправляйте к соседям.
* Один старец сказал: "Хотелось бы помолодеть на 1 день, чтобы рассказать молодости, что сделала с ней эта
старость".
* Пример мирских благ - это пример тени: когда мы убегаем, она бежит за нами, а если хватаемся за нее - она
убегает.
* Ум - это то, что меньше всего дано и больше всего нужно на этом свете.
* Гордыня - это горе, при котором никто не пожалеет.
* Человек не одумается, пока его не обзовут дураком.
* Дети должны находиться поблизости, чтобы наш халь (состояние) переходил на них.
* Пример сердца - это пример почвы: если нет влаги, зерно не даст всходы, также и сердце без воздействия угасает.
* Ум и мудрый совет, когда мы в нем нуждаемся, находится у других, а когда необходим другим, он есть у нас.
* Каждый раз, когда я закрываю глаза, Мухаммад-ариф будто живой предстает передо мной.
* Какая-то радость кроется в моем сердце, и, если прислушаться к нему, оказывается, эта радость - Саид-афанди,
которого я оставлю после себя.
* Бывают муршиды, как таямум для намаза (т.е. такие, которым дали разрешение в безвыходной ситуации), а Саид-
афанди идеален, словно совершенное омовение для намаза.
Ответы муршида из Батлуха на вопросы Саида-афанди
1. Салават-уль-машишият пусть читает тот, кто может и имеет желание. Это - основа шазилийского тариката.
2. Если куда-то опаздываете или спешите, необязательно перед салаватом читать хизбу-хатя Имама Наввави - Хасан-
афанди читал ее после ночного намаза.
3. Если на хатме (коллективное чтение зикра) присутствуют двое - разделите камешки между ними.
4. Истихфар Шазили можно писать и латинским шрифтом.
5. Если кто-нибудь попросит разрешения читать "Ассаламу 'алайка аюгьа набийю" 100 раз, можно дать его.
6. Можно дать разрешение читать хизбу Наввави тому, кто знает салават-уль-машишият.
7. Лучше сохранять порядок в чтении вирдов: например, сначала читать шазилийский, т.к. он дается первым, затем
накшибандийский
8. И женщины могут читать хатму, только между собой.
9. Хатму Раббани можно читать в любое время, в доме любого человека.
10. Вирд, пропущенный ввиду болезни, не обязательно возмещать.
11. Зикр, прочитанный на меджлисе (собрании), не отбрасывает обязанности вирда, данного устазом.
12. Традиция есть сладкое после хатму-салата к нам перешла от наших устазов.
13. Если мюрид не в силах исполнять 2 вирда, можно забрать накшбандийский, оставив шазилийский.
14. Когда я спросил, откуда брать воздух в легкие при совершении хабсу-нафас, ответил, что не имеет значения, можно и
через рот, и через нос. Лично я беру через нос.
15. Когда я сказал, что мне принесли землю с могилы Мамадибира, и спросил, что с нею делать, он ответил, пусть отнесут
на место.
16. Сказал, что можно читать намаз-тахият (намаз приветствия мечети) в новых мечетях.
17. Сказал, что "Бисмиллахи нур" - это дуа, а не вирд тариката.
18. Однажды мне принесли куски материи с могилы Махмуда-афанди, я отправил их поставить на место и спросил,
правильно ли я сделал, он сказал - да.
19. Я спросил у муршида: лучше вешать одежду на вешалку или же сложить ее? Он ответил: "Лучше складывать, хоть у
меня самого повешена".
20. Посоветовал: когда ложитесь спать, то, прочитав в ладони 1 раз суру "Аль-Ихлас" и обе суры "К'уль-Аг'узу", проведите
руками по телу (сверху ночной одежды!), чтобы быть защищенным от всего плохого.
21. Нельзя рабиту накшибандийского тариката и шазилийского делать одновременно.
22. Смотря на исти'дад (подготовленность) мюрида, можно сразу переходить на накшибандийский тарикат, оставив
шазилийский.
23. Нельзя вместе совершать муракабатуль-ма'ия и калбу (уровни духовного развития мюрида).
24. Когда я сказал, что у меня просят разрешения читать хатму в мечети, и спросил, что делать, он ответил, что прежние
устазы этого не делали.
25. В накшбандийской силсиле не запрещается упоминать имя Сайфуллы-кади. Муршид сказал, что тоже упоминает.
26. Я спросил, упоминать ли имя Мухаммад-хаджи из Ахалчи в силсиле, он ответил, что можно, но только после Хамзата-
афанди, и добавил, что устазов, которые не сделали нам таваджу' (направление духовного взора от одного сердца к
другому), необязательно упоминать, но можно.
Из книги "О муршиде из Батлуха"
© 2017, Гусейнов Гусейн Убайдулаевич 1383