СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Агрессивное поведение младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Понятие «агрессивное поведение младшего школьника»

Поступая в школу, дети сталкиваются с новыми условиями, требованиями, с новыми людьми. Процесс обучения редко бывает гладким и простым, особенно вначале, как для самих детей, так и для родителей и педагогов. Одной из важнейших проблем является агрессивное поведение младших школьников, которой уже посвящено немало исследований.

Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной

из важнейших задач практической психологии.

Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать предметы или живые существа. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт.

Агрессивные дети чаще всего тревожны, озлобленны, эгоцентричны, нечувствительны к чувствам других людей, имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную) и трудности в решении жизненных проблем. У них бедный духовный мир, мало или совсем нет никаких увлечений. И, напротив, агрессию могут проявлять хорошо развитые и социализированные дети для самоутверждения, поднятия своего авторитета.

В последние годы учителя начальных классов отмечают тенденцию к увеличению уровня агрессивности детей: они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями. В газетах стали чаще сообщать об агрессивных «выходках» детей школьного возраста по отношению и к своим сверстникам, и к людям «старшего возраста». Вряд ли можно представить, что кого-то обошла стороной детская и подростковая агрессивность, что кто-то ни разу прямо или косвенно не сталкивался с жестокостью детей в семье, школе, в каком-либо коллективе, группе подростков.

Проблема детской агрессивности далеко не нова и очень трудно определить, кто и когда впервые начал работать над данной проблемой. Проблемами агрессии и агрессивности занимались многие ученые, среди них отечественные исследователи: И. А. Фурманов, Е. М. Волкова, С.С. Степанов, Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин и др., а также зарубежные: З. Фрейд, А. Адлер, Дж. Доллард, К. Лоренц, А. Басс, А. Почебут и др. Однако, к одному знаменателю ученые не пришли, так как проблема агрессивности многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Агрессия - целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.

Агрессивное поведение - (франц. agressif - вызывающий, воинственный, от лат. aggredior - нападаю), действия, имеющие целью причинение морального ли физич. ущерба другим.

  1. Причины агрессивного поведения младшего школьника

Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, десяти, семи, трёх лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием воспитания.

Можно выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:

–индивидуальный, который определяет психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;

–психолого-педагогический, который определяет дефекты семейного и школьного воспитания;

–социально психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников, на улице;

–личностный, определяющий активно избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам своего окружения, к педагогическим воздействиям общественности, школы, семьи, а также способность к саморегулированию поведения и личные ценностные ориентации;

–социальный, который определяется социально экономическими условиями.

Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на страдание или физическую боль сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как

противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно демонстративный, целенаправленно враждебный и нормативно инструментальный.

Признаки агрессии у детей:

  • обзываются;
  • отбирают игрушки;
  • бьют сверстников;
  • мстят;
  • не признают своих ошибок;
  • отказываются соблюдать правила;
  • гневаются;
  • плюются;
  • щипаются.
  • замахиваются на других;
  • используют оскорбительные слова;
  • истерят, зачастую напоказ.

  1. Список литературы
  1. «Агрессивное поведение у младшего школьника» URL: https://cyberleninka.ru/article/v/agressivnoe-povedenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta;
  2. «Агрессивное поведение младшего школьника» URL: https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8379-agressivnoe-povedenie-mladshikh-shkolnikov.html;
  3. «Агрессивное поведение младшего школьника и его коррекция» URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/04/08/agressivnoe-povedenie-mladshikh-shkolnikov-i-metody;
  4. «Агрессия у детей» URL: http://psymedcare.ru/agressiya-detey;
  5. «Виды агрессивного поведения» https://psyera.ru/vidy-agressivnogo-povedeniya_8146.htm;
  6. «Особенности проявления агрессивного поведения у младшего школьника» URL: https://vuzlit.ru/577650/osobennosti_proyavleniya_agressivnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov;
  7. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576с.;
  8. «Теории агрессивного поведения» URL: https://studopedia.ru/11_84436_frustratsionnaya-teoriya-gomeostaticheskaya-model.html.
29.02.2020 17:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП