СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Активизация мыслительной деятельности ОБучаЮщихся
Задача педагогов строить свою работу так, чтобы заинтересовать в учении, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями, создать условия для личностного развития обучающихся. Решению этой задачи может помочь технология личностно-ориентированного обучения, основанная на педагогике сотрудничества, раскрывающая индивидуальные способности обучающихся и создающая условия для их самоактуализации и саморазвития.
Вместе с тем, изменение технологии влечет за собой пересмотр способов и методов форм контроля. Установлено, что однообразная и пассивная деятельность снижает восприятие изучаемого материала.
Проблема активизации мыслительной деятельности учащихся была и остается одной из главных. Необходимо поддерживать их внимание на протяжении всего урока, используя активные методы, выставляя оценки за работу на каждом этапе занятия, создавая проблемные ситуации, которые учащиеся решают сами или с помощью преподавателя, развивать дух соревновательности.
(Например, при закреплении темы урока, за правильные ответы выдавать красные жетоны или карточки). В итоге хорошую оценку получат, те, кто набрал наибольшее количество жетонов (карточек). В начале занятия необходимо сообщить, за сколько жетонов можно получить отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
При активации мыслительной деятельности можно использовать и фронтальный опрос с постановкой проблемных вопросов или графический диктант, при написании которого учащиеся изображают графически ответы на поставленные вопросы: если «да» - чертой, если «нет» - чертой и точкой.
Это позволяет быстро проверить правильность ответов, в том числе с помощью самих учащихся, обменивающихся своими работами. Учащиеся выставляют друг другу оценки по заранее оговоренным критериям.
Очень важно осуществлять периодический контроль по завершении изучения каждой темы. Это позволит не только проверить знания учащихся, но и скорректировать их.
Такой зачет можно организовать в форме деловой игры «Кто быстрее», разделив группу на бригады. А от каждой бригады выделить в жюри по одному человеку для проверки знаний своих товарищей. (Члены жюри предварительно сдают зачет преподавателю). Заранее готовятся карточки с вопросами и заданием практического назначения. Учащиеся поочередно берут карточки с вопросами, зачитывают написанный в ней вопрос, отвечают на него или выполняют практическое задание. Если ответ правильный и задание выполнено фишка передвигается на одну клеточку вперед в карте, составленной по принципу лото. Если неправильный ответ– назад, неполный – остается на месте. Право дополнить или исправить ответ предоставляется членам бригады. За дополнение бригада получает жетон, если набрала три жетона, то фишку передвигаю на одну клетку вперед. Выигрывает та бригада, чья фишка быстрее других дойдет до финиша. Жюри учитывает все ответы учащихся и в конце игры выставляет каждому отметку. Преподавателю при этом отводится роль консультанта.
В подобной форме целесообразно проводить зачет на первом курсе, на последующих курсах задания можно осложнить.
Подобная форма активизации мыслительного процесса несет большую и воспитательную нагрузку: не возникает вопроса о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе, что особенно важно, если после окончания училища они будут работать в бригадах.
Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности и развития мотивации обучающихся даёт приём, который ставит учащихся перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, положения с тем, что изучалось ранее.
Применяя различные приёмы обучения, необходимо каждому педагогу стремиться к тому, чтобы учащиеся не только получали определённые знания, но и осмысленно вырабатывали отношение к полученным знаниям, проявляя творческие способности и высказывая свою точку зрения или оценивая чужую.
© 2016, Фролова София Юрьевна 219