СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В системе Л.В. Занкова одним из аспектов общего развития школьников является мыслительная деятельность, которая проявляется в ходе рассмотрения ряда объектов в одном и том же аспекте, переключение с одного аспекта на другой, сочетание разных аспектов, изменение этих сочетаний и т.д.
Мыслительной деятельности присуще – анализ и синтез, абстракция и обобщение.
Процесс мышления в развитии находит свое выражение в том, что происходит его качественные изменения, имеет направленный характер – от низшего к высшему теоретическому.
Для активизации мыслительной деятельности в системе Л.В. Занкова используются задания в которых предусматриваются наблюдение, сравнение, классификация, обобщение. Объект изучения рассматривается в нескольких аспектах, во взаимосвязи с уже изученным. Задания требуют применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях, включают в себя более сложные мыслительные задачи.
Чтобы «не дремали мысли» каждый урок это новое, требующее мыслительной активности учащихся, нет уроков повторения и закрепления. Новое дается постепенно с нарастающей степенью трудности.
Например:
Познакомились с ломаной линией, потом замкнутой ломаной, потом с понятием звенья ломаной, длина ломаной, далее многоугольники, затем треугольники.
На одном уроке наблюдали и сделали вывод о равнобедренном треугольнике. Потом отметили, выделили еще группу – равносторонние треугольники. Затем сравнивая длину сторон – выделили еще группу равносторонних треугольников. Эти выводы, умозаключения дети делали сами, через наблюдение, сравнение, практическую деятельность. Для активизации мыслительной деятельности на уроке нет однотипных заданий, все этапы урока самостоятельны, требующие разных умений, разного подхода, разного уровня знаний.
Например:
На 1-ом этапе урока – решали проблему, обсуждали, делали вывод, приводили свои примеры, работали с геометрическим материалом.
На 2-ом этапе – поиск решения задачи, путем проб и ошибок.
На 3-ем этапе – сравнивали разные способы решения выражений, каждый выбрал для себя оптимальный.
Каждое задание – «интрига» вызывающая интерес и желание докопаться до истины, высказать свое мнение, внести свой вклад, познать радость открытия и познания.
Когда сделано предположение, нужно проверить и тут опять желание, стремление проверить свое решение.
Каждое задание не просто ради навыка и накопления знаний, а для продвижении в развитии, в развитии мыслительной деятельности в активной форме ее проявления. Каждое задание связано с решением проблемы, с преодолением трудности, с поиском, требует активных мыслительных действий: сравнение, классификация, обобщение, контроль. Самопроверка состоит в умении оценить свою работу, все ли выполнил, верно ли, поправить себя.
Систематическое преодолевание собственных ошибок требует активизации мышления ученика.
В системе Занкова нет установки на правильный ответ. Каждый ответ рассматривается и доказывается. Поэтому решение проблемы начинают более «слабые» уч-ся, а выводы делают более «сильные».
Учитель не исправляет ошибки, а лишь указывает на них, уч-ся должны сами исправить свои ошибки.
Существенно обогащает и активизирует мыслительную деятельность дидактическая игра. Приобщаясь к познанию дети продолжают играть. Учение зарождается в игре и постепенно становится ведущей деятельностью. Игровые задания в ТПО Е.П. Биненсон представлены в видах: классификация (группировка) по заданному основанию, по самостоятельно найденному основанию, слушание и классификация, обобщение, самоконтроль.
Задания рассчитаны на достаточно высокую интеллектуальную активность детей, на их продуктивную и творческую деятельность.
Мыслительная деятельность направлена на приобретение не столько знаний, сколько способов и приемов их добывания и овладения.
Активизация мыслительной деятельности как составляющая развития личности школьника, превращает его в человека, умеющего трудится, позволяет заниматься самообразованием и самосовершенствованием.
© 2016, Фурсенко Надежда Владимировна 298