СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активизация познавательной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребенок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний.

Общеизвестно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе. В чём же состоит эта активность? Учёные определяют познавательную активность как качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Но одного определения недостаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для или иной возрастной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. В этом, как показало изучение опыта, многие учителя затрудняются. Поэтому действуют интуитивно, принимая хорошую учёбу детей за высокий уровень их познавательной активности, что не всегда отвечает действительности (успеваемость лишь один из признаков познавательной активности, но не единственной). Бывает так, что младший школьник хорошо учится, а уровень его познавательной активности не высок. Всё зависит от того, какие внутренние мотивы побуждают его к познанию (стремление узнать что-то новое, интерес к чему-то). Внешняя активность младшего школьника на уроке (вмешательство в ответы товарищей, беспредельное желание отвечать и т. д.) также не всегда свидетельствует о направленности его мысли. Следует учитывать, что для поведения детей этого возраста характерна подвижность, импульсивность, преобладание процесса возбуждения над торможением.

Подлинными признаками познавательной активности младших школьников являются:

- отношение к учению (в чём видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);

- качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);

- характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);

- отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлечённость ею, системность, направленность).

Изучение особенностей познавательной активности младших

школьников позволяет условно разделить их по уровню развития этого качества на 3 группы.

К первой группе относятся хорошо успевающие дети. Учение их увлекает, потому что в процессе его постоянно совершенствуются знания. Они хорошо владеют учебным материалом в пределах программы, а зачастую и сверх её, интересуются сущностью того или иного события, явления. В своих ответах эти дети обнаруживают глубокие знания, способность уточнить, дополнить ответы товарищей. Для таких школьников характерна творческая активность. В процессе познания они сосредоточены, внимательны, знакомство с новым вызывает у них оживление, удовлетворение, радость, что проявляется во внешней активности. Эти дети увлекаются чтением, слушают радио и смотрят телепередачи, участвуют в кружках, занимаются художественным творчеством систематически и с определённой целью.

Дети, относящиеся ко второй группе, также хорошо успевают. Они с интересом ходят в школу, хорошо усваивают учебный материал, часто задают вопросы для выяснения того или иного факта, но глубина их интересует не всегда. Знакомство с новым вызывает у них оживление, поэтому внешняя активность в основном высокая. Читают такие дети эпизодически участвуют, в работе кружков, в художественном творчестве, но не целенаправленно. Не проявляют они особых усилий, если теряют интерес к избранному виду деятельности.

Дети третьей группы учатся, как правило, по принуждению. У младших школьников этой группы знания несистематические, ответы могут быть хорошими, посредственными и неудовлетворительными. Все новое их мало интересует и увлекает, поэтому вопросы они задают редко, стараясь выполнять задания по готовому образцу. Только интересный, занимательный материал может вызвать у них оживление. Для таких школьников характерна

неустойчивость внимания. Они мало читают. Свободная познавательная деятельность этих детей нецеленаправленна.

Известно, что ведущим видом деятельности для младшего школьника является учение, которое может носить разный характер: подражательный, репродуктивный, поисковый, творческий.

28.09.2018 19:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!