СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задача школы – воспитание гармонически развитой личности. Исходя из этого, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: подготовку всесторонне развитой, образованной, имеющей активную жизненную позицию, конкурентно-способной личности.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Эстетическое воспитание личности и развитие художественного вкуса.
2. Воспитание уважения к национальным и мировым художественным ценностям, формирование духовной культуры, культуры восприятия материального мира.
3. Раскрытие связи искусства с жизнью человека, обучение использованию рисунка в трудовой деятельности, в общественно полезной работе. Привитие интереса и любви к изобразительной деятельности.
4. Обучение способам познания окружающего мира, умения видеть красивое, развитие наблюдательности.
5. Ознакомление школьников с выдающимися художниками, архитекторами, скульпторами и их произведениями национального и мирового искусства.
6. Обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка. Ознакомление с техникой работы в различных материалах. Развитие пространственного мышления, образного представления и воображения. Развитие творческих способностей. Воспитание трудолюбия, аккуратности и настойчивости в работе.
Эстетическое воспитание личности и развитие художественного вкуса – основная задача изобразительной и художественно-творческой деятельности. Она носит сугубо практическое применение. Умение видеть красивое, отличать прекрасное от безобразного, со вкусом одеваться и использовать макияж по назначению, выбирать проект дома и цветовое решение квартиры, оформлять приусадебный участок – примеры такой деятельности мы можем увидеть в программном материале по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского. Практическая направленность программы сама по себе вызывает интерес у детей и побуждает их к творчеству.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся. Вопросы активизации обучения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определённое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Возросшие требования к учебно-воспитательной работе, выдвигаемые перед школой, заставляют искать новые формы работы с детьми. Как известно, сейчас отмечается более быстрый темп формирования у детей знаний и представлений о действительности, в значительной мере эти изменения объясняются повышением общего материального уровня жизни в стране, развитием техники, оказывающей большое влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на поток информации, приобретающий все более массовый характер.
На уроках изобразительного искусства, уже недостаточно научить детей грамотно рисовать, большое внимание уделяется развитию творчества, поощряется проявление самостоятельности, креативности, творческого подхода к выполнению заданий.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках я использую разнообразные технологии преподавания.
Проектный метод обучения позволяет детям самостоятельно или с помощью родителей, педагога находить информацию на заданную тему, оформлять её в виде презентации или реферата и публично выступать перед аудиторией. Информацию дети готовят индивидуально, в парах, группой. Рефераты, выполненные детьми, и презентации используются в дальнейшем в учебной деятельности.
Также на своих уроках я использую дифференцированный подход. На уроке «Народный костюм» дети знакомятся с пропорциями и правилами построения фигуры человека. На уроке «Народные праздники» дети закрепляют пройденный материал. Но не все ученики имеют одинаковые способности, некоторым детям изображение фигуры дается с большим трудом. Тому, кто испытывает сложности в освоении программного материала, я предлагаю изобразить фигуру с использованием шаблона, или полоски бумаги, разделенной на восемь частей. При изображении композиции «Народные праздники» ученики получают задания в зависимости от способностей. Сильные дети изображают многофигурную композицию, а слабые – однофигурную.
Огромную роль в преподавании изобразительного искусства играет система межпредметных связей. Это позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Примерами могут служить уроки музыки и ИЗО «Весёлая ярмарка» - обобщающий урок 2 четверти в 5 классе. Дети обобщают знания в области песенного народного творчества, народных музыкальных инструментов, художественных промыслов. Тема «История колокольного звона» знакомит с появлением и изготовлением колоколов на Руси, с картинами художников на которых изображены церкви и звонницы. Изучают особенности звучания колокольного звона и использование колокольного звона в произведениях известных композиторов. Интегрировать урок можно и, не прибегая к помощи учителя другого профиля, а опираясь на знания детей, полученные на других предметах. При рисовании натюрморта с фруктами, овощами или цветами можно опираться на знания, полученные в области биологии, тема «О чем рассказываю нам гербы и эмблемы» тесно связана с историей и т.д.
Включение в программу национально-регионального компонента позволяет приобщить учащихся к истории своего края, не потерять связь с малой Родиной, способствует внедрению исследовательского метода обучения. Темами для проектов-исследований в 5 классе являются «Промыслы Рязанской области и Касимовского района», «Народный костюм» в 6 классе – «Художники-земляки», в 7 классе «История семьи Олениных» и «Архитектура города Касимова» и др.
Активность, самостоятельность, инициативность, творчество - являются ведущими линиями в определении направленности развития личности в современных условиях. Одно из важных условий успешного развития познавательной активности – разнообразие и вариативность работы на уроках. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Разнообразие материалов и художественных техник будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными навыками, подростки не получают удовлетворения от своих работ и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении работ с использованием различных художественных материалов, учащиеся начинают с увлечением заниматься творческой деятельностью. Это могут быть рисунки, выполненные углём и сангиной, пастелью и пером (тушью), граттография, фитография и гравюра на картоне, бумагопластика и аппликация, скульптура и коллаж, витраж и мозаика, чеканка и работа в нетрадиционных техниках и т.д. В результате повышается мотивация учащихся, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. В работе с детьми очень важно грамотно сформулировать цели и поставить задачи урока. Дети должны знать для чего они это делают, где им это может пригодиться в жизни, что и как необходимо выполнить, в какой последовательности вести работу. Задачи урока по пунктам я выписываю на доске, чтобы дети могли самостоятельно обратиться к этой информации, прочитать и проконтролировать свою деятельность на уроке. Это помогает сконцентрировать внимание ученика и провести самооценку своей работы.
Также на уроке я использую наглядный материал в виде презентаций, таблиц, педагогического рисунка на доске, в виде раздаточного материала на каждую парту. При изучении народных промыслов образцы росписи и этапы ее выполнения позволяют самостоятельно и творчески построить работу над созданием орнамента. Таблица или рисунок на доске помогают понять, в какой последовательности вести работу над натюрмортом или тематической композицией. Сформировать понимание учебного материала с помощью наглядного материала, вызвать интерес к работе – это половина успеха.
К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной работы. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Для достижения наилучших результатов в обучении изобразительному искусству я использую: творческие задания, работу в группах, дидактические игры. Использование разнообразных форм работы позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении уроков, поддерживает интерес к изобразительному искусству и, соответственно, положительную мотивацию к обучению.
Интересно и увлекательно проходят уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов», «конкурсы знатоков искусства»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. Используется ИКТ, что обеспечивает наглядность и интерес. В ходе урока подводятся итоги, как дети усвоили теоретический и практический материал. Соревнуясь повторять, закреплять и запоминать материал гораздо интереснее и продуктивней.
В уроке - игре учащиеся становятся дизайнерами, художниками, архитекторами, оформителями примеряя на себя взрослые профессии, они осознают важность изучения изобразительного искусства и ее практическую направленность.
Я использую в своей практике и уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.
Разнообразить деятельность детей на уроках изобразительного искусства помогают дидактические игры, тесты, поиск дополнительного занимательного материала, составление кроссвордов, ребусов, занимательных задач, тестовых заданий по теме урока и т.п. При подведении итогов урока, я использую приём самоопроса. Дети самостоятельно формулируют вопрос, адресуя его ученикам класса, если никто ответа не дает, ученик должен сам ответить на поставленный вопрос.
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные "путешествия”, в которых ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, позволяет обеспечить принцип наглядности. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках изобразительного искусства позволяет:
- расширять виды учебной деятельности для учащихся;
- использовать на уроке современные технические средства;
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;
- создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества.
В рамках работы над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на урока изобразительного искусства» я разработала
- компьютерные презентации;
- тесты;
- наглядный материал в виде учебных таблиц и поэтапных учебных рисунков;
- раздаточный материал (образцы народных росписей, шаблоны, штампы);
- дидактический материал.
Также использую для поиска информации сеть Интернет, использую готовые презентации. В своей практике я применять на уроках ИЗО информационные технологии. Примером таких уроков могут быть задания в 7 классе по основам композиции и моделировании архитектурных сооружений, проектировании эскиза клумбы и т.д. Ребята знакомятся и работают в графическом редакторе PAINT.
Одной из форм учебной деятельности является экскурсия на природу. На экскурсии дети узнают окружающий мир, учатся видеть красивое, развивают наблюдательность. Ежегодно в каждом классе мы с детьми ходим на пленэр. На занятиях мы любуемся распускающимися листочками и цветами, учимся при помощи карандаша фиксировать увиденное, говорим о ценности природы для нас и наших потомков. Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, природоохранное значение. Живое общение с природой способствует воспитанию любви к природе и формированию эстетических потребностей в отношении с природой.
От уровня развития активно-познавательной деятельности учащегося зависит умение не только воспроизводить полученные знания, но и умение оперировать, применять их в практической деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. Один из принципов, способствующий развитию активной познавательной деятельности – принцип проблемности. Путём последовательно усложняющихся учебных задач создаётся такая проблемная ситуация, для выхода из которой учащимся не хватает имеющихся знаний, и они вынуждены активно формировать новые знания с помощью учителя и одноклассников, основываясь на своём или чужом опыте, логике. Таким образом, учащиеся получают новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
Не менее важным при организации познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. В процессе обучения учащиеся могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями, анализируют и обобщают факты, информацию.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер. Процесс изучения проблемы должен носить исследовательский характер. Это является ещё одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
На уроках активно использую тестовые задания. Учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Это позволяет актуализировать процесс обучения, сделать его значимым в глазах ученика.
В своей практической деятельности с детьми я использую форму занятия урок-экскурсия. Данный урок проводится с использованием компьютерных технологий, Интернета или СД-дисков. Это позволяет детям, не выходя за пределы класса, путешествовать по миру. А также попробовать примерить на себя профессиональную деятельность экскурсовода по организации экскурсии по залам музея, подготовив сообщение о жизни и творчестве одного из художников, его картинах.
Внеклассная работа по изобразительному искусству также направлена на развитие познавательной активности учащихся. На протяжении многих лет я провожу внеклассные и дополнительные занятия в школе в объединении «Волшебный карандаш». Содержание программ внеклассных занятий имеет не только обучающий характер, но и практическую направленность, их связь с жизнью. Как эффективное средство связи теории с практикой детьми выполняются такие творческие задания как: подарок бабушке, маме, рисунок для оформления интерьера, рисунок на конкурс или выставку.
Обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка. Ознакомление с техникой работы в различных материалах. Развитие пространственного мышления, образного представления и воображения. Развитие творческих способностей. Воспитание трудолюбия, аккуратности и настойчивости в работе позволяет детям добиться определенных творческих успехов. Свои работы дети представляют на школьные, районные выставки, неоднократно представляли район в областных конкурсах.
Хочется, чтобы изобразительное искусство, закончившись как предмет школьного курса в 7 классе, имел продолжение в самостоятельной творческой деятельности. Я стараюсь привить ученикам любовь к искусству, тягу к творчеству, стремление к самореализации через творческую деятельность! И желаю «Удачи вам, мои любимые ученики»!
.
© 2019, Щербакова Татьяна Николаевна 2215