СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях личностно ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок по своей природе – пытливый

исследователь, открыватель мира.

Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках, ярких

и трепетных звуках, в сказке, игре,

в собственном творчестве, в красоте.

В.А.Сухомлинский

Каждый ребенок уникален и талантлив – это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача заключается в том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему – человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

• Обучение ребят основам изобразительной грамотности, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

• Воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, интереса и любви к прекрасному.

• Развитие художественного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей.

Если детей не учить изобразительной грамоте, то, становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У ребят наступает разочарование, неверие в свои силы и многие совсем перестают рисовать. Поэтому очень важно не только использовать интерес детей к изобразительному искусству, но и развивать их творчество, знакомя учащихся с новыми навыками рисования на основе изучения законов реалистического изображения в доступной форме.

Известно, что в обучении необходимо соблюдать последовательность, выстраивать систему, которая приведет ученика к поставленной перед ним цели. Ребенок должен увидеть, осознать и понять к чему он идет и какими средствами добивается результата. Я стараюсь поэтапно, с учетом возрастных особенностей ставить перед учениками посильные задачи.

Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода (И.С.Якиманская). Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъективный) опыт ребенка. Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

У И.С. Якиманской образовательный процесс строится на диалоге «ученик-учитель». Причем обязательно учитывается индивидуальное кредо ученика. Таким образом, изучив ряд литературы по данной проблеме, технологию личностно-ориентированного обучения в моей работе был заимствованы опыты Климовой Л.В., Фесенко Л.В., Агеевой И.Д.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является то, что занятия по изобразительной деятельности предоставляет широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли, формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности.

Моя методическая тема звучит так: «Развитие творческого потенциала на уроках изобразительного искусства в условиях личностно ориентированного обучения».

Уроки изобразительного искусства дают ребенку возможность сделать первые шаги в Мир искусства. Учащиеся средней школы эти уроки воспринимают с интересом. Занятия по рисованию развивают у них воображение, образное мышление, формируют эмоциональную сферу, способствуют восприятию и оцениванию мастерства художника. Но самое главное на этих уроках - это творческое созидание каждого отдельного ребенка как личности. С каждым занятием дети всё больше и больше понимают, что каждое искусство имеет свой выразительный язык.

В процессе изучения изобразительного искусства ребята развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведениями искусства. Это пробуждает в них интерес к познанию, приобретению новых знаний, позволяет им самоутвердиться в собственных глазах и в глазах товарищей, когда цель достигнута, пусть и небольшая, но «своя» цель.

Активизировать работу воображения позволяют мне следующие методы:

  • метод педагогической драматургии (дидактические и ролевые игры);
  • метод единства восприятия и творчества (ассоциативное рисование);
  • метод интерпретации (выражение своего понимания произведения

искусства в рисунке, движении, стихах.)

  • метод театрализации (например, кукольный театр на уроках

изобразительного искусства)

  • метод «погружения в ситуацию» (например, мнимое присутствие в

картине.).

Эти методы развивают активную самостоятельную и групповую деятельность учащихся, а также способствуют развитию воображения и творческого поиска.

В процессе преподавания стараюсь создать условия для развития творческих способностей учащихся путем оптимального сочетания на уроке объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов обучения.

Эффективность используемых на уроках изобразительного искусства методов зависит от:

  • учёта возрастных, психологических, индивидуальных особенностей школьников;
  • создания ситуаций, пробуждающих интерес к изобразительному искусству;
  • смены видов изобразительной деятельности учащихся в течение учебного года, предоставление им свободы в выборе видов учебной деятельности и средств, используемых при выполнении работы;
  • сочетания индивидуальных и коллективных форм работы;
  • использования технических средств обучения, аудио- и видеоаппаратуры, наглядных пособий;
  • применения различных техник работы и художественных материалов;
  • постановки перед учащимися творческих и проблемных задач, решение которых предполагает их самостоятельную деятельность;
  • обоснованного выбора произведений изобразительного искусства для

изучения;

  • систематического использования различных методов, способствующих развитию образного мышления учащихся, их эмоциональной отзывчивости;
  • обучения языку изобразительного, декоративно-прикладного искусства, дизайна;
  • использования на уроках игровых видов деятельности;
  • активизации наблюдений учащихся за окружающим миром, изучение натуры;
  • проведения уроков изобразительного искусства с привлечением учебного материала других предметов.

Так, например, на уроке по теме «Композиция в живописи. Создание монохронного пейзажа» (5 класс) я использую стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина о природе. Прослушав отрывки, ребята создают монохронную композицию одного из стихотворений, выражая свое понимание услышанного стихотворного произведения.

Общие возрастные особенности у каждого ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.

Для того, чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности каждого учащегося. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, а если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы.

Повышенная склонность учащихся к изобразительной деятельности является показателем пробуждающихся у них способностей к художественному творчеству и развития интереса к изучаемому материалу. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

При построении уроков я учитываю все три вида мотиваций. Во-первых, социальную. Я не жалею похвалы для ребенка за успешно выполненную задачу – будь то рисунок, подготовленный доклад, мастерски выполненный реферат и т.п., чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей. Кроме того, использую дневник не для замечаний, а для записи родителям об успехах его ребенка.

Прагматическую мотивацию я вижу в усилении внимания к предмету, т.к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление – искусство (в последнее время усилился интерес учеников к специальности дизайнер).

При работе с сильными и одаренными учащимися я направляю основной акцент на содержательную мотивацию. На занятиях ввожу познавательные споры. Например, на уроке о художественных стилях разбиваю учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве. В споре, как известно, рождается истина. Также ввожу учащихся в проблемные ситуации или устраиваю парадоксальные демонстрации, например, организовываю выставку истинных шедевров живописи или изделий декоративного искусства и вместе с ними «кичевые» работы.

Одним из важнейших направлений я считаю стимулирование любознательности и познавательного интереса к саморазвитию. Например, через домашние задания: подбор материала для беседы, создание своей «малой художественной галереи» (репродукции, открытки, марки). И, конечно же, пытаюсь способствовать развитию как сильных, так и слабых учеников. Ведь хоть и говорят, что все дети талантливы, – лишь небольшое их количество по-настоящему способны к рисованию. Особенно у детей 7 классов при возрастании самокритичности появляется некий страх перед созданием композиции. Тут на помощь прихожу к каждому индивидуально. Дети работают под моим непосредственным руководством и с моей помощью. Это стимулирует ребят к более активной работе и снятию напряжения. На выставку работы выставляются все.

В своей практической деятельности я пользуюсь такими видами уроков, как урок-лекция, урок-беседа, урок исследовательского типа, урок практических работ, урок-экскурсия, урок – пленер.

Между тем, урок – это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

С этой целью провожу занятия кружка по изобразительному искусству «Народное творчество». Тут находят себе дело по душе ребята, которые любят рисовать, создавать композиции, заниматься росписью. Особенно активно ребята готовятся к конкурсам рисунков на различные темы, предметной недели, различным праздникам.

Большое внимание в работе кружка отводится народным обычаям, обрядам, играм. Ежегодно в школе провожу конкурс «Пасхальная радуга», на который учащиеся представляют разнообразные росписи писанок. Победитель внутри школьного конкурса принимает участие в районном конкурсе «Великодні дзвони».

Сезанн когда-то сказал: «Художник не профессия, а состояние души».

Рисунок в жизни ребенка — это еще один язык, с помощью которого ему легче общаться с миром. Мои выпускники, не смотря на то, что не выбрали специальности, связанные с искусством, накопили необходимый объем знаний, умений и навыков, чтобы стать поистине культурными, духовно-нравственными личностями.

Категория: ИЗО
18.03.2015 21:31


Рекомендуем курсы ПК и ПП