СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. В нашей стране проблемы результативности обучения активно разрабатываются на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Настоятельной потребностью современного образования является поиск и внедрение новых, более действенных педагогических технологий обучения. Переход массовой школы от авторитарного обезличенного подхода в традиционном обучении к новой концепции адаптивного обучения происходит постепенно, путем внедрения личностно-ориентированных технологий образования.
Цель учителя – разбудить, вызвать внутренние силы ребенка, использовать их для более полного, гармоничного развития личности. Взаимодействие в личностно-ориентированном обучении строится следующим образом: не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора; не принуждать к учению, а стимулировать.
Приоритеты общества XXI века изменились, что привело и к изменениям целей географического образования. Наступившее тысячелетие требует от преподавателя географии обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Таким образом, развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования.
Проектная деятельность является важнейшей моделью использования инновационных личностно-ориентированных технологий образования. Метод проектов как педагогической технологии предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой. Главная идея проектной технологии - стимулирование интереса учащихся к определенным учебным проблемам, разрешение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний, а также показ практического применения полученных знаний. В основу технологии положена прагматическая направленность на результат, ведь итогом должен быть конкретный продукт. При этом учитывается развитие критического мышления и познавательных навыков учащихся, их умение самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.
Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность. Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов.
Тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта. Рассмотрим подробно этот вопрос по обобщенной таблице (Таблица 1).
Таблица 1.
Типы учебных проектов и ведущая деятельность учащихся
Тип проекта |
Цель проекта |
Проектный продукт |
Тип деятельности учащегося |
Формируемая компетентность |
Практикоориентированный проект |
Решение практических задач заказчика проекта |
Учебные пособия, макеты, модели |
Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области |
Деятельностная |
Исследовательский проект |
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы |
Результат исследования, оформленный установленным способом |
Деятельность, связанная с эксперимен-тированием, логическими мыслительными операциями |
Мыслительная |
Информационый проект |
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении |
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу |
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации |
Информационная |
Творческий проект |
Привлечение интереса публики к проблеме проекта |
Литературное произведение, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства, и т.п |
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики |
Коммуника-тивная |
Игровой или ролевой проект |
Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта |
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п) |
Деятельность, связанная с групповой коммуникацией |
Коммуникативная |
Проекты можно классифицировать так же по временным рамкам:
1.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется достаточно часто. В восьмом классе, при изучении различных природных зон России, ребята создают проекты, в которых отражают все взаимосвязи компонентов природы, характерные для каждой из природных зон.
2.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 7 классе в течение всего года дети выстраивают модель несуществующего материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования.
Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.
Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение как знаний, так и способов самого усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Следующая существенная черта метода учебных проектов –решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов. – Ростов н/Д:Феникс, 2014. С.127-128
2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н, Муштавинская И.В. Современные педагогические технологииосновной школы в условиях ФГОС. – СПб.:КАРО, 2014.30с.
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. 44с
-80%
© 2016, Касаткина Елена Юрьевна 800