СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актуальность обеспечения медиабезопасности детей и подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения в рамках национального проекта практически всех школ к Интернету пользовательская активность российских школьников резко возросла. Данные исследований Фонда Развития Интернет свидетельствуют о высокой степени контакта детей и подростков с негативным контентом и другими рисками интернет-среды

Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, психического здоровья, человеческого достоинства во всех электронных СМИ и медиа-услугах — требование международного права и законодательства Российской Федерации.

По данным Центра Безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуется Интернетом, что составляет 18% интернет-аудитории нашей страны.

При этом несовершеннолетние меньше, чем взрослые, подготовлены к проблемам, с которыми могут столкнуться в сети, и нередко остаются беззащитными перед ними. Именно дети и подростки сегодня менее всего защищены от потока негативной информации в Сети.

Значительная часть детской аудитории путешествует в сети самостоятельно еще до окончания младших классов. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей

Для меня вопрос безопасного пользования Интернетом и правил поведения в сети возник изначально из личного опыта –в прошлом году подруга, врач с высшим образованием разместила на своей страничке в Мире фото своей 13 летней дочери, нарядив её в кружевные гольфики, короткую юбочку, повязав банты, усадила на диван-коленочки вместе, ножки врозь, ручки на диванчик, откинувшись и рядом конфеты. На мой вопрос – всё ли в порядке с головой у мамы, она сначала откровенно обиделась, но потом, когда я объяснила, что есть люди с определёнными наклонностями, которые везде, в том числе и Интернете выискивают юные мордашки, она удалила это фото.

Дальше вопрос возник к моим тогдашним третьеклассникам, которые начали размещать в форумах различные голосования типа кто красивее, кто умнее и т.п. Когда в этом году это уже приняло глобальные масштабы, т.е. кто-то постоянно попадал в красавицы и умницы, а кто-то в аутсайдеры пришлось объяснять детям и 3 и 4 класса то, что это неправильно и некорректно. Объяснила им, что мне это не нравится, прежде всего, как маме – ведь для любой мамы свой ребёнок самый лучший и если он попадает в аутсайдеры, то родители зачастую переживают сильнее детей.

Чуть позже меня опять, скажем так, поразили родители моих 4классников. Некоторые девочки посещают школу красоты и у них там бесконечные фотосессии и особо рьяные мамы размещают все фото своих детей на страничках и позволяют это делать детям. Дети, безусловно, красивые, но не совсем, как мне кажется, своевременно и правильно надевать на 10 летнюю девочку короткую юбку, кожаную куртку и сажать попой на Мерседес. Пришлось также объяснять мамам, что не все фото детей нужно помещать на всеобщее обозрение.

Ну и самым страшным, на мой взгляд, является то, что очень часто из-за Интернета гибнут дети

Даже при неглубоком поиске в сети Интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются такие социально опасные явления, как сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркотизм и т.п. Отмечается появление сайтов, принадлежащих организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они не только обмениваются информацией, но и пытаются пропагандировать свои идеи и образ жизни. Молодые люди с неустоявшейся психикой при посещении подобных сайтов могут активно воспринять пропагандируемые здесь взгляды и перенести их в свою повседневную жизнь. Сетевые технологии усиливают процесс опосредованного общения людей, участники которого чаще всего имеют поверхностные, неглубокие межличностные отношения. Возникающие здесь контакты часто носят суррогатный, неполноценный характер. Это ведет к сокращению влияния ближайшего окружения на личность подростка как средства социального контроля, нарушению механизмов детерминации позитивного поведения. Более того, возможность анонимного участия в сетевом общении нередко формирует у молодых людей представление о вседозволенности и ненаказуемости любых проявлений в сетевой среде

Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях – все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания, связанные с негативным контентом, киберхулиганством, домогательствами, виртуальными контактами с кибермошенниками, наркодилерами, экстремистами, педофилами, сутенерами.

При общении в Сети у каждого обязательно появляются виртуальные знакомые и друзья. Подобные отношения многим кажутся безобидными, поскольку Интернет-друг является как бы «ненастоящим» и не может принести реального вреда. Однако это не так. Кроме своих сверстников и интересных личностей, общение с которыми пойдет на пользу, ребенок может завязать знакомство не только с педофилом и извращенцем, но и с мошенником и хулиганом. Виртуальное хамство и розыгрыши часто заканчиваются киберпреследованием и киберунижением, доставляя объекту травли множество страданий. Для ребенка такие переживания могут оказаться критичными, поскольку он более раним, чем взрослые люди.

Различия кибербпреступлений от традиционных реальных преступных посягательств обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время

В последние годы получили распространение такие общественно опасные посягательства на личность несовершеннолетнего в сети, как кибербуллинг (cyberbullying) – подростковый виртуальный террор.

Кибербуллинг — это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку.

Наиболее опасными видами кибербуллинга считаются киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д., а также хеппислепинг (Happy Slapping — счастливое хлопанье, радостное избиение) — видеоролики с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически. Название «хеппислепинг» происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона

Взрослые пока мало задумываются об опасностях обширной кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. Кибербуллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.

Встречается в виртуальной среде и так называемый буллицид – доведение ребенка до самоубийства путем психологического насилия

И, опять же, из опыта уже знакомых – у них повесился 15 летний племянник в Магнитогорске. Семья благополучная – мама-папа-двое детей. Ребёнок младший, отказа не знал ни в чём и, в принципе, собирался жить - за несколько дней до трагедии ходили с родителями за покупками –купили новую обувь и одежду. И вот он вечером не появился дома, в процессе поисков вскрыли его страничку в контакте - там переписка с «девушкой из Украины». Последние её вопросы – «Куда пошёл? Гулять. А почему не умирать? Тебе слабо?» Папа побежал на чердак – там сын в петле. Притом на той же страничке дано поэтапное завязывание петли, чтобы она уж точно не развязалась. Притом это случай не единичный. В Уфе, Челябинске были подобные случаи с ребятами 15-17 лет. Явно, что это война, что таким образом истребляют нашу молодёжь, и по ту сторону экрана сидят профессиональные психологи, которые знаю как «подсадить» подростка и как его взять на слабо…

Поэтому считаю, что говорить о правилах поведения в Интернете, об опасностях, ловушках и о безопасном поведении в сети, необходимо не только с детьми, но и с родителями на родительских собраниях.

ДЕТИ должны знать о том, как защитить себя от искаженной информации, как не попасть под негативное влияние и не стать жертвой криминального преступления.

РОДИТЕЛЯМ нужно объяснять знать, как сделать мир медиа для своих детей открытым и безопасным, как стать другом и добрым помощником своему ребенку в информационном пространстве. Конечно, мы не в силах с вами отследить, какие виртуальные игры покапают родители своим детям, на какие странички выходят наши ученики, с кем общаются они в сети. Но предупреждать, притом не разово, а постоянно, об возможных опасностях Интернета мы обязаны и детей и родителей.

14.12.2016 19:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП