СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В последние годы врачами отмечается увеличение нарушений развития и явлений физиологической незрелости новорождённых. В дальнейшем такие отклонения в развитии часто проявляются в виде речевых нарушений различной степени выраженности.
Коррекция речевых нарушений имеет длительную и сложную динамику. Применение информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
На сегодняшний день не все логопеды знают о возможностях ИКТ и применении их в логопедической работе. Наша задача заключается в том, чтобы показать возможности ИКТ в логопедической работе, которые могут применять практикующие логопеды и студенты.
Принципы реализации информационных технологий на логопедических занятиях
ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием следующих характеристик:
Задачи, решаемые в процессе использования информационных технологий на логопедических занятиях:
· Задачи ознакомительно–адаптационного цикла:
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.
- знакомство детей с компьютерными программами.
- преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха.
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».
· Задачи коррекционно–образовательного цикла:
- формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико–грамматического строя речи, связной речи.
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.
- развитие знаковой функции сознания.
-развитие психических функций.
· Задачи творческого цикла:
- развитие воображения.
- развитие познавательной активности.
Требования к отбору коррекционных задач при использовании информационных технологий
1. Решение таких коррекционных задач, которые без применения компьютерных технологий решить затруднительно или практически невозможно.
2. Достижение желаемого коррекционно-образовательного эффекта в более короткие сроки.
3. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению.
4. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.
Преимуществом ИКТ для логопедической практики является:
Компьютер в полной мере может заменить магнитофон и зеркало, необходимые логопеду при коррекции звукопроизношения. Программа записи звука, микрофон и веб-камера заинтересуют ребёнка-логопата, подтолкнут его к осознанным действиям (под руководством логопеда) по исправлению нарушенных звуков.
В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка при начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Логопед легко сможет находить и пополнять записи, создав папки с именами детей.
Методика использования развивающих компьютерных игр
Реализация компьютерной поддержки процесса обучения является процедурой, взаимосвязанной с разработкой системы обучения. При этом выделяют этапы:
1.Определение необходимости применения компьютера.
2.Определение степени компьютеризации образовательного процесса.
3.Определение перечня функций, возлагаемых на компьютер.
Любое логопедическое занятие начинается с организационного момента («разминки для ума»). Тут могут быть использованы загадки, и ребусы, и анаграммы. Посредством решения таких «задачек» у учащихся формируется алгоритм преодоления трудностей в осознании содержания обычных математических задач.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут быть и вышеуказанные ресурсы, и самостоятельно созданные материалы.
Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
Направления коррекционной работы с использованием компьютерных презентаций
1. Работа над дыханием. Базовые комплексы БОС наглядно, красочно и доступно раскрывают ребенку тайну здорового дыхания.
2. Развитие слухового восприятия.
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4. Обогащение словарного запаса.
5. Совершенствование грамматического строя речи.
6. Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального.
7. Оформление логопедических уголков, изготовление пособий для индивидуальных занятий с детьми
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
© 2022, Батищева Анжелика Владиславовна 168